Фотогалерея

Как я нечаянно изобрёл метод оценки энергетики чакр по вариабельности ритма сердца с использованием поющих тибетский чаш

Два года назад я провел серию опытов, оценивающих воздействие музыки на психофизиологическое состояние людей. Я был потрясен, когда воочию увидел, насколько сильно воздействует музыка на ритм сердца. Я был заворожён зрелищем головокружительных кульбитов, которые выписывает ритм сердца под воздействием музыки. Я повторял опыт снова и снова, давал очередному испытуемому наушники, включал музыку, включал запись ритма сердца и смотрел на мониторе компьютера на то, как прямо на глазах меняется кардиоинтервалограмма.

До этого момента я ничего подобного не видел. В обычном состоянии ритм сердца постоянен и весьма узнаваем. Это как почерк человека — у каждого он свой индивидуальный. Есть, конечно, дневная динамика, которая вносит некоторые нюансы, но, как правило, основной ритмический строй сердца остается узнаваемым. А тут привычный почерк ритма сердца становился совершенно иным. Появилось ощущение, что сердце начинает импровизировать, реагируя на внешний источник.
Ритм сердца уже сам по себе музыка — музыка сердца, музыка, которая отражает индивидуальное психофизиологическое состояние. А когда человек слушает музыку из внешнего источника, то его сердце невольно пытается адаптироваться к новой звуковой реальности, старается подстроиться и «биться в унисон». Далеко не всегда эта адаптация происходит гладко, бывает, что сердце отторгает предлагаемый извне настрой, — в этот момент ритм сердца «ломается». Сердце бьётся в попытке справиться с новой задачей, но далеко не всегда успешно. Забегая вперёд, скажу, что на этом и построен предлагаемый мной метод. Если ритм сердца сбивается — значит, данная музыка активизирует проблему. Зная, какой именно посыл несёт та или иная музыка, можно судить о том, с какой проблемой имеем дело. Но это я забегаю вперёд.
Итак. Результаты опытов были ошеломляющие. У меня было ощущение, что я открыл что-то настолько важное, меняющее в корне моё знание о мире, что я не понимал, что с этим делать. Мне хотелось бежать на улицу, прыгать, махать руками, кричать всем встречным: «Люди, опомнитесь! Музыка — это страшное оружие, если не знать, как её использовать. Выключите свои плееры, выдерните из ушей затычки-наушники, которые перепрограммируют вашу жизнь, отнеситесь серьезно к тому, какую музыку вы слушаете!»
Следующим моим порывом было скорее написать статью, рассказать о моих опытах и поделиться с сообществом «ВедаПульс» тем, что я узнал. Дело в том, что темой влияния музыки на человека я интересуюсь очень давно и с самых разных сторон: практической, философской, научной и эзотерической. Плюс я уверен в том, что сам успех моих практических опытов в значительной степени был обеспечен тем, что в моём распоряжении находилась качественная звуковоспроизводящая аппаратура, на сбор которой я потратил достаточно много усилий, и об этом тоже стоит рассказать отдельно. В общем, все эти мысли завязались в такой тесный клубок, что я не знал, с чего начать, за какую ниточку потянуть, чтобы донести свои мысли целостно. В итоге прошло два года, прежде чем я принял решение рассказать всё по порядку.



Начну свой рассказ с того, что, размышляя над темой музыкотерапии, в какой-то момент я был привлечён одним из её эзотерических направлений — тибетскими поющими чашами, с помощью которых можно проводить настройку чакр. А так как самих тибетских чаш в моём распоряжении не было, то я решил поработать с аудиозаписями. Я обратился за советом к одной из пользовательниц АПК «ВедаПульс» Тамаре Долухановой (Tamara Doloechanova). Тамара — наша бывшая соотечественница, которая давно живет в Нидерландах. Она занимается интегративной психотерапией и комплементарной медициной и использует в своей практике огромный ассортимент всяких экзотических инструментов: поющие тибетские чаши, африканские трубы, шаманские бубны и много ещё всего, что я не знаю, ни как это называется, ни для чего предназначено. В общем, Тамара посоветовала мне обратить внимание на целительную музыку Джонатана Голдмена (Jonathan Goldman). Я нашел его музыкальные записи, прочитал его книгу, которая так и называется «Целительные звуки», и это меня убедило. Кстати, книга небольшая, написана лёгким языком, при этом её несложно найти в сети. Советую всем прочитать. Даже если не будете ничем подобным заниматься, просто получите удовольствие от прочтения этой книги.
Итак, я начал экспериментировать с записями тибетских чаш в исполнении Джонатана Голдмена. При этом попутно я нечаянно изобрел новый метод оценки энергетики чакр. Во всяком случае, я нигде никогда не читал ничего, что было бы похожим на метод, который я сейчас опишу. Возможно, что я действительно изобрёл что-то новое. Считайте эту статью заявкой на изобретение метода оценки энергетики чакр с помощью вариабельности ритма сердца и тибетских чаш. Но если выяснится, что этот метод уже был кем-то ранее описан, то тогда я готов уступить право первенства.

Когда я начинал свои эксперименты, то моей первоначальной задачей было изучить с помощью метода вариабельности ритма сердца, как при прослушивании звучания тибетских чаш происходит гармонизация функционального состояния организма. Если кратко объяснить, что подразумевалось под «настройкой чакр», то идея заключалась в следующем:
музыкальный альбом Chakra Chants состоит из семи аудиозаписей тибетских чаш, каждая длительностью 9-10 минут. При этом запись каждой чаши воздействует на свою чакру. Движемся последовательно снизу вверх. Чаша, у которой самый низкий звук воздействует на корневую чакру, муладхару, следующая по высоте — на свадхистхану и так далее, заканчивая чашей с самым высоким звуком, которая воздействует на сахасрару — самую верхнюю чакру. Чтобы эффект от воздействия звуков усилился, нужно в процессе прослушивания каждой записи выполнять особую технику медитации — концентрировать внимание на соответствующей чакре, ощущать как по ней идёт поток энергии. Сочетание музыки и медитации производит настройку чакр. Так, во всяком случае, должно было быть в теории. Начиная эксперимент, я рассчитывал зафиксировать процесс гармонизации функционального состояния в динамике показателей вариабельности ритма сердца. Но то, что из этого получилось на практике, совершенно не совпало с моими первоначальными ожиданиями. Причём, у меня нет сомнений в мастерстве Джонатана Голдмена. Я остаюсь в убеждении, что его музыка действительно обладает целебной силой. Проблема заключается в другом. Человек, который её будет слушать, должен быть готовым к тому, что на его чакры обрушится целый каскад пранической энергии. В общем, мне не удалось увидеть чуда целебной гармонизации организма, зато из этого неудачного опыта родился новый метод оценки энергетики чакр.



Итак. В процессе исследования был использован:
Музыкальный альбом Chakra Chants
Дата выпуска: 1998 г.
Исполнитель: Джонатан Голдмен

В исследованиях принимали участие знакомые мне люди, поэтому мне были известны их психологические и физиологические проблемы. Это упростило сопоставление реакций на настройку той или иной чакры с их индивидуальными психофизиологическими особенностями. В этом и состоит процесс оценки энергетики чакр. Он очень прост. Включаешь аудиозапись тибетских чаш, включаешь запись ритма сердца и смотришь на динамику ритма сердца. Если сердце реагирует адекватно — значит, с этой чакрой всё в порядке, а если сердце начинает выписывать кульбиты — значит, тут есть проблема. Я специально второй раз использовал акробатический термин «кульбиты» вместо подобающего в данном случае профессионального термина «появление нестационарных участков на записи ритма сердца»: происходящие на экране монитора изменения были такими явными, что, уже просто наблюдая за тем, как менялся график ритма сердца, можно было делать вывод без анализа индексов ВРС. Мы, конечно, чуть позже изучим и динамику показателей ВРС, но сначала давайте получим удовольствие от наблюдения за ритмом сердца без всяких цифр.
Участник эксперимента №1. Дама под 30 лет, имеющая проблемы с репродуктивной системой и сложности в отношениях со своим партнером. Рано начав половую жизнь, заработала инфекционные заболевания мочевого пузыря и почек, перешедшие в хроническую форму, многократные попытки забеременеть не увенчались успехом. В общем, всё сложно.



Для наглядности я склеил 9 скриншотов кардиоинтервалограммы в анимированную гифку. Первый — запись ритма сердца до начала эксперимента, второй–восьмой — реакция организма на настройку чакр. Последний, девятый, — запись итогового состояния организма.

Запись ритма сердца в спокойном состоянии довольно-таки приятная. Вариабельность ритма сердца чуть ниже нормы, но в целом эта запись похожа на обычный ритм сердца здорового человека. То есть, просто глядя на кардиоинтервалограмму и не прибегая к анализу показателей ВРС, ничего страшного не увидишь.

В середине записи муладхары ритм начинает ломаться, появляются нестационарные участки. Когда дело доходит до свадхистханы — начинаются откровенные кульбиты. Визуальный анализ кардионтервалограммы показывает, что самая проблемная чакра — свадхистхана. Кстати, именно она связана с женской репродуктивной функцией на физиологическом уровне и сексуальной сферой на психологическом. Также проблемными являются аджна и сахасрара. Обратите внимание: когда включается свадхистхана — ритм сердца именно «колбасит», график ритма сердца выписывает сильные взлёты и падения. Включение аджны и сахасрары дополнительно сопровождается и другим феноменом: ритм сердца становится «лысым» — исчезают короткие волны (HF-диапазон), что говорит о существенном истощении восстановительного потенциала, грубо говоря, организму приходится изрядно мобилизоваться, чтобы выдерживать столь тонкие вибрации. Когда после окончания эксперимента я попросил её рассказать о своих субъективных ощущениях, то она описала их как очень дискомфортное состояние — как сущую пытку. 

Теперь давайте посмотрим на цифры. С помощью модуля «Динамика» я экспортировал показатели спектрального анализа в Microsoft Excel и построил графики.

Наиболее сильный взлет значения Total Power произошел при активации свадхистханы. Если перед началом эксперимента TP = 1080 мс^2, то на свадхистхане значение взлетело до 14 700 мс^2. То есть в 13,6 раз. Представляете, какая эта активация энергии? Просто ураган разбудили! Также представляют интерес аджна, на которой произошло резкое снижение значений HF-диапазона, то есть восстановительного потенциала (помните, я обратил ваше внимание на то, что график кардиоинтервалограммы стал «лысым»). А на сахасраре произошел рост значений VLF-диапазона, что привело к росту Total Power = 12 800 мс^2. То есть, этот пик общей мощности спектра образовался главным образом за счёт включения резервных механизмов регуляции. 

Также интерес представляет еще один график — динамика вегетативного баланса LF/HF и Индекс централизации. Я рекомендую эти графики рассматривать синхронно, так как они обычно иллюстрируют индивидуальные особенности при напряжении систем регуляции, которое возникает в процессе адаптации к нагрузке. Смотрим на график.

Наиболее примечательным тут является сильный рост Индекса централизации при активации манипуры. Он вырос от исходного значения 1,68 до 9,57. Чакра манипура ответственна за волевое упорядочивание человеком своей жизни. Ну что же… очень сильный волевой импульс, мобилизация центральных механизмов регуляции аж в 9,57:1,68 = 5,7 раз. А при активации аджны реакция организма выразилась в смещении вегетативного баланса в сторону напряжения симпатического отдела ВНС, то есть тут резервные механизмы ЦНС не были задействованы. А теперь давайте вернемся к свадхистхане, то есть к чакре, которая выглядела самой проблемной как при визуальном анализе кардиоинтервалограммы, так и на первом графике, где мы наблюдали мощный выброс Total Power. Так вот, относительные показатели Индекс централизации и вегетативный баланс ничего особо примечательного не показали. То есть весь всплеск был виден только на абсолютных значениях. Все компоненты спектра выросли очень сильно, но при этом синхронно.

Зачем я всё это так подробно рассматриваю? Сначала визуальный анализ кардиоинтервалограммы, затем анализ абсолютных показателей спектра, потом наиболее важных относительных. Я это делаю для того, чтобы показать, сколько нюансов в изменении функционального состояния можно наблюдать при активации той или иной чакры. Это всё важные нюансы. Тут мы уже не ограничиваемся упрощенной схемой, как в модуле «Биоэнергетика», где состояние чакр показано в виде условных единиц от 0 до 10. Тут мы проводим детальный анализ, осуществляем нагрузочную пробу и в итоге можем не просто сказать, какую чакру «вышибло», какая истощена, а уже более детально рассмотреть нюансы индивидуальной реакции организма. 

И так как вопрос у читателей все равно возникнет, то привожу скриншот чакр из модуля «Биоэнергетика».

Тут вы видим сильное напряжение муладхары и аджны и сильное истощение свадхистханы и вишуддхи. Чтобы предвосхитить возможные вопросы читателей, сразу отвечу, что я считаю совершенно естественным, что разные алгоритмы анализа чакр дают разные результаты. Нагрузочная проба с помощью поющих тибетских чащ и анализ исходного спокойного состояния в модуле «Биоэнергетика» — это два разных способа изучить такое сверхширокое явление, как «Чакры». Главное, что оба метода анализа показали очень существенную разбалансировку чакр.
Небольшое лирическое отступление. Кстати, я не первый раз сталкиваюсь с тем, что когда простой, обычный, неподготовленный человек начинает заниматься какой-либо восточной практикой, то, как правило, это сопровождается существенным ухудшением показателей его ритма сердца. Сколько раз я наблюдал, когда приходил на групповые медитации или занятия йогой, ухудшение состояния у подавляющей части участников. Причем даже в тех случаях, когда занятия проводили известные мастера. Вспоминается один показательный случай. Пригласили меня как-то провести исследование на занятиях йогой, которое проводил в Новосибирске один приехавший из Индии гуру. Не буду называть его имени, скажу только, что человек это просветлённый, только смотреть на него уже было сплошным наслаждением: как он двигался, как говорил — всё излучало благость и просветление. На встречу с ним приехала куча народа, ради участия в одном единственном показательном занятии йогой люди летели в Новосибирск из других регионов. И что в итоге?.. Когда я сравнил показатели ВРС до и после занятия и показал их этому гуру, он был в шоке. Только через сутки он пришёл в себя и сказал, что да, конечно, у неподготовленных людей не может быть хорошей реакции на занятия йогой, что собрались люди с разной степенью подготовки и многие при выполнении упражнений допускали ошибки, что и привело к ухудшению их состояния. В общем, с настройкой чакр с помощью тибетских чаш получилось то же самое: как неподготовленный человек не может правильно выполнить йогические асаны, так и для восприятия тонких звуковых вибраций тоже требуется определённая подготовка. Объяснение простое и очевидное. Чтобы получить от какой-либо восточной практики гармонизирующий эффект, нужны годы последовательной подготовки. И тибетские чаши оказались тут не исключением.

Участник эксперимента №2. Дама под 40 лет, имеющая опыт медитативной, психологической трансперсональной практики, и даже некоторый шаманской опыт, полученный от тувинского шамана.

Смотрим на мультик, склеенный из скриншотов кардиоинтервалограммы.

Тут самое примечательное — то, что нет никаких эксцессов. Ритм сердца живо реагирует на активацию той или иной чакры, но всё это в пределах здоровой реакции организма. В общем, сами смотрите. Чувствуете, какая разница с предыдущим участником?

Небольшое примечание. На последнем скриншоте — там, где запись ритма сердца уже после окончания воздействия на чакры, есть явно заметная ступенька на 380-м интервале. Забавная ситуация получилась. Я как раз внимательно наблюдал за ней, и смотрю: она провалилась в транс, глаза у неё прямо остекленели, в общем, несмотря на то, что я перед началом записи просил оставаться в состоянии оперативного покоя (спокойного бодрствования), но, тем нее менее, она самопроизвольно провалилась в полутрансовое состояние. На графике оно отличается существенным уменьшением ритма сердца. Ну и ладно, решил я и не стал прерывать запись.
Итак, раз визуально никаких эксцессов на кардиоинтервалогамах при активации чакр мы не видим, то давайте перейдем к анализу показателей ВРС.

Тут мы наблюдаем два пика мобилизации, которые произошли при активации анахаты и сахасрары, и снижение энергетики до исходного уровня на вишуддхе. Сразу отмечу, что самый большой рост Total Power не превышал 4970/1100 = 4,5. Четыре с половиной раза — это вам не тринадцать целых и шесть десятых, как было у первого участника. Тут адаптация происходит несоизмеримо легче. Привлекает внимание провал на пятой чакре — вишуддхе, где показатели вариабельности вернулись к значениям, близким к исходным. Она сама прокомментировала это тем, что во время прослушивания поющих тибетских чаш в этот момент времени у неё было ощущение, что её медитация сорвалась. Если до этого она ощущала последовательное усиление энергетики, то когда дело дошло до горловой чакры, то ей не удалось удержать этот поток энергии. Затем она снова попыталась управлять потоком энергии. Что очень важно, сначала она сама рассказала мне о своих ощущениях — график динамики спектральных показателей, который, по сути, подтверждает её субъективные ощущения, был уже построен гораздо позже, когда в программе появилась возможность экспорта данных в Microsoft Excel (модуль «Динамика»).

Теперь глянем на графики относительных показателей спектра.

Тут активация манипуры и анахаты вызвала как рост мобилизации симпатического отдела ВНС (LF/HF), так и привлечение резервов ЦНС (индекс централизации). По большому счёту три чакры: свадхистхана, манипура и анахата — образовали объёмный пик на графике. Этот график позволяет нам понять, что срыву медитации на вишуддхе предшествовало сильное напряжение сил (рост LF/HF) ещё на анахате. Лично мне это очень интересно. Она на анахате ещё ощущала подъём энергии, а, по сути, этот подъём был уже обеспечен исключительно мобилизацией внутренних ресурсов. За этим последовал срыв на вишуддхе. Вот вам и конкретный совет: для того, чтобы творить на уровне горловой чакры, нужно больше открыться миру на уровне сердечной чакры, а если пытаться творить за счет своих внутренних резервов, то это приведёт к срыву. Вроде азбучная истина, но лично я испытываю восторг от того, что изобретённый мной метод анализа чакр так наглядного подтверждает это на графике. 

Это ничего, что я позволил себе немного восторгов по поводу своего открытия?..

А теперь взглянем на график исходного состояния чакр в модуле «Биоэнергетика».

Тут самое примечательное состоит в том, что нет ни сильного напряжения, ни сильного истощения, все значения находятся либо в зелёной зоне (норма), либо если они вышли за пределы нормы, то буквально на чуть-чуть. 

Ну что же, и нагрузочная проба и статичный тест в модуле «Биоэнергетика», несмотря на то, что не совпадают полностью (что совершенно нормально), показывают, что все отклонения не выходят за пределы значительно. В общем, бывают ситуации, когда всё так запущено, что проблемы проявлены уже на статичной пробе, а бывают, когда становятся видны только при нагрузке. Это как раз такой случай.

Участник эксперимента №3. Мужчина 40 лет, профессиональный психолог, специализирующийся, в том числе на отношениях пар, при этом сам он холост: так и не смог найти свою половинку, до сих пор ограничивается вялотекущими, иногда то затухающими, то возобновляющимися романами, которые он сам не воспринимает как серьезные отношения. То есть в его жизни есть несколько женщин, отношения с которыми трудно как-то однозначно идентифицировать, отнести к какой-либо внятной категории. Можно было бы начать ехидничать, дескать, сапожник без сапог, но на самом деле в жизни часто всё бывает так сложно и запутанно, при этом нередко оказывается, что только человек, который не понаслышке знаком с проблемой, может помочь другим в её решении. Причём не факт, что сам этот человек свою проблему для себя решил. Часто бывает достаточно того, что он продвинулся в решении этой проблемы дальше, чем его ученики или пациенты. Что поделаешь, такова реальность современной цивилизации. Принцип «врачу, исцелися сам» работает не всегда.

Смотрим на анимированную гифку. Тут я использовал еще один, десятый, скриншот — это реакция на «Лунную сонату» Бетховена. Но давайте изучим всё по порядку.

Самое интересное тут то, что никакой видимой на глаз существенной динамики нет нигде. В этом и вся соль. Третий участник эксперимента ушёл в глухую защиту. Когда закончился эксперимент и я ему сказал о том, что его сердце вообще игнорировало звуки тибетских чаш, то он на это заявил: 

— Я не доверяю тибетским чашам. 

— Почему? — удивился я.

Он попытался мне ответить. Но его объяснение получилось очень сложным, начинающимся с пересказа его детского опыта и всего тернистого пути, который привёл его к недоверию поющим тибетским чашам. Я почувствовал, что быстро докопаться до сути мне не получится. Тогда я ему предложил:

— Ладно, раз ты защищаешься от тибетских чаш, то скажи, какой музыке ты доверяешь?

Он ответил:
— Поставь что-нибудь из классики.
— «Лунная соната» Бетховена пойдёт?
— Пойдёт.

Я включил диск с «Лунной сонатой». И опять никакого результата. Ритм сердца особо не изменился.

Самое парадоксальное заключается в том, что ранее мне удавалось зафиксировать весьма сильные изменения ритма сердца у участников тренингов, которые он проводил. То есть у его пациентов динамика была — и ой-ёй-ёй какая динамика! Да и когда мы ранее с ним ставили опыт на нём самом (я исследовал реакцию его организма на медитацию), то динамика тоже была. Получается, что когда он сам с помощью медитации менял своё состояние или состояние других людей, то была явная динамика ритма сердца, а вот на музыкальное воздействие он ушёл в глухую защиту. Интересно… Фактически, этому есть лишь одно объяснение: он «закрывает» свои чувства, блокирует их, неосознанно не желая быть уязвимым. Ведь музыка — это самый короткий путь к человеческим эмоциям, с которыми и работает психолог. За внешним обаянием открытого рубахи-парня скрывается человек, заморозивший свои чувства, похоже, не только к противоположному полу, но и миру как таковому.

Небольшое уточнение: когда будете изучать кардиоинтервалограммы — не обращайте внимание на провал между 110–150-м кардиоинтервалами на вишуддхе, это он просто закашлял. Для расчета ВРС естественно, что я этот участок исключил.

Смотрим на графики абсолютных значений ВРС. Тут уже больше нюансов видно.

Динамика значений Total Power очень скромная (перед началом исследования — 901, самое маленькое значение на свадхистхане — 403 и самый большой пик был на сахасраре — 1580). Уменьшение в два и увеличение в полтора раза от исходного значения по сравнению с предыдущими участниками — это мелочи. Поэтому комментарий остаётся прежним: ничего существенного не произошло.

График относительных значений даже не буду приводить. Там тоже нет существенной динамики. Давайте сразу перейдём к красивой картинке чакр из модуля «Биоэнергетика». Это исходное состояние чакр до начала эксперимента.

Самое интересное тут — это напряжение в свадхистхане. Что и неудивительно: любимая тема его консультаций — это парные отношения. Ну, и принимая в расчет его собственные отношения с дамами… 

Короче, на фоне глухой защиты от внешнего мира наиболее проблемная чакра — это свадхистхана. На графике спектрального анализа там провал, а в модуле «Биоэнергетика» это трактуется как напряжение. Почему такое различие? Моя версия: в статике (модуль «Биоэнергетика») показывается напряжение, так как эта сфера по жизни у него находится в постоянном напряжении, ну, а при нагрузочной пробе произошло истощение сил. Это же классические две стадии адаптационного синдрома, по Гансу Селье. Сначала — стадия напряжения, а потом стадия истощения. Всё логично.

А теперь давайте взглянем на наших участников исследования ещё с одного ракурса: используем возможности бета-версии нового научного модуля «Нелинейная динамика». Дело в том, что далеко не все записи ритма сердца, которые мы сегодня рассмотрели, были стационарными. И это накладывает некоторые ограничения на стандартные методы ВРС. Зато методы нелинейного анализа подходят очень хорошо. В частности, хаосограммы.

О дуальной паре «хаос-порядок» я писал ещё три года назад.

Там же есть и цитаты из книги Баевского «Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии». В этой книге пионер метода ВРС предлагает рассматривать энтропию как один из показателей процесса «перехода организма от нормы к патологии». Также он пишет, что этому «противостоят механизмы адаптации». Давайте же глянем на хаосограммы. Я их разместил попарно, слева графики до начала эксперимента, справа — после окончания.

Первый участник.

К концу сеанса царит полный хаос. Кто спрашивал про энтропию? Любуйтесь. Всё вдрызг.

Второй участник.

Тут всё гораздо симпатичней. Произошло некоторое увеличение энтропии, но оно не привело к потере основной структуры ритма сердца. В общем, всё хорошо.

Третий участник.

А тут изначально ритм сердца ригидный, и после окончания эксперимента хаосограмма получилась какая-то угловатая. В общем, нет никакой «пушистости и открытости миру» ни в начале, ни в конце.

Давайте подведём общий итог статьи. Разбор этих трёх примеров, конечно же, не претендует на какие-либо серьёзные выводы. Сегодня я только в общих чертах презентовал новый метод оценки энергетики чакр, в котором в качестве нагрузочной пробы используется прослушивание записи поющих тибетских чаш, а для анализа результатов — вариабельность ритма сердца и все те могучие возможности, которые нам предлагает «ВедаПульс». Предлагаю пользователям программы «ВедаПульс» продолжить эти эксперименты самостоятельно. А я со свой стороны открыт для общения и помощи. В том числе, я готов помочь советом с выбором аудиоаппаратуры, так как от её качества во многом зависит успех. Я в своё время потратил весьма много усилий для её поиска, и то, что мне удалось за разумные деньги собрать комплект аппаратуры, который обладает великолепным качеством звучания, — это предмет моей особой гордости как аудиофила. Находить что-либо очень качественное за разумные деньги — это моё отдельное хобби.

И напоследок давайте я приведу некоторые свои дополнительные мысли.

Некоторые дополнительные мысли

Мысль №1. О ненаучности чакр

Да, я не оговорился. Я считаю, что само понятие ЧАКРЫ не имеет научного объяснения. И это при всём при том, что первая попытка дать научное объяснение чакрам была сделана ещё сто лет назад — Джон Вудрофф (Артур Авалон) «ЗМЕИНАЯ СИЛА», глава 5 «ЦЕНТРЫ ИЛИ ЛОТОСЫ. ЧАКРЫ. ПАДМЫ». В этой главе он попытался дать объяснение чакрам с позиций западной анатомии и физиологии. 

За прошедшие сто лет представления западной медицины изменились. Знания о нервной регуляции были дополнены пониманием гуморальных механизмов. В итоге, современные попытки научного объяснения чакр дополнились идеями их связи с эндокринной системой.

Несмотря на то, что все эти анатомические и физиологические объяснения весьма важны, тем не менее, в самом научном сообществе принято их относить к лженаучным.

И проблема тут в следующем. Понятие «чакры», как, по большому счету, и любые другие понятия, заимствованные из восточной философии и медицины, не могут быть в полной мере перенесены в плоскость западной науки. Дело в том, что существует гигантская пропасть между философскими и методологическими подходами, принятыми на востоке и на западе. Эта пропасть возникла примерно 500 лет назад, когда западная цивилизация сделала ставку на редукционизм. Редукционизм — это методологический подход, который раскладывает любое сложное явление на несколько более простых элементов, связанных меж собой причинно-следственными связями. А на Востоке остались верными холистическому подходу. Холистический подход основан на прямо противоположной идее — на том, что любое рассматриваемое явление является частью целого и может быть осознано только во взаимосвязи со всей Вселенной.
Ответить на вопрос, какой подход более правильный, в принципе невозможно, так как когда дело доходит до практики, то в некоторых случаях более эффективным оказывается редукционисткий подход, а в других случаях холистический. В любом случае, весь технологический, а затем и индустриальный скачок Запада обязан именно редукционизму. Но с медициной оказалось всё не так просто. Перенесение машинного подхода оказалось допустимым в анатомии, и, соответственно, такие разделы медицины, как хирургия, травматология, зубопротезирование, вполне эффективно развились на базе редукционизма, но, например, в физиологии редукционизм оказался малоэффективным. Общий адаптационный синдром, теория функциональных систем — все это уже гораздо ближе к холистическому подходу, но, тем не менее, сам факт наличия узкодисциплинарных рамок в науке уже является следствием редукционизма, глубоко укоренившегося во всей западной мысли. Дело в том, что как только мы начинаем рассматривать какое-либо явление в рамках узкой дисциплины: физиологии, психологии, социологии и так далее, то это означает, что мы искусственно выбрасываем как несущественное всё, что лежит за рамками выбранной отдельной научной дисциплины. Чакры, первоэлементы, праническая энергия — все эти понятия не укладываются в рамки психологии, физиологии и даже в рамки психофизиологии. Эти понятия охватывают взаимоотношения человека со всей Вселенной, любая попытка рассматривать их в рамках узкодисциплинарного научного подхода — это кастрация исходной истины. Невозможно поймать кита с помощью сачка для мальков. Общей проблемой всей западной цивилизации и науки в частности стала дробность, фрагментарность, неспособность взглянуть на мир целостно. Дробится всё. Как отдельно взятое явление разбирается на составные «атомы», так и научные дисциплины дробятся на ещё более узкие дисциплины. И чем дальше, тем больше. И самое смешное, что ответы на такие глобальные ответы, как причина болезни, мы продолжаем искать в рамках узких дисциплин: биохимии, генетики и далее. Нас интересует холестерин, наличие гена, который ассоциируется с неперевариванием лактозы и так далее.

Также нельзя выдернуть какое-либо понятие из контекста одной мировоззренческой системы и перенести в другую. Поэтому чакры, первоэлементы и прочее — это такие понятия, которые в принципе невозможно исследовать в рамках существующей науки. 

Мы имеем дело с тупиком. Развитие науки ограничено принятым в ней методологическим подходом и дроблением её на узкие, мало связанные между собой отдельные дисциплины. Конечно же, в современной науке существует, так называемый, синергетический подход, который, по сути, является холистическим, то есть целостным подходом. Этот подход ограничен лишь возможностью математики. (Синергетический подход основан на поиске математических закономерностей в явлениях, относящихся к разным дисциплинам.)
Но на практике всё это буксует. Подавляющее большинство научных исследований по старинке осуществляется в рамках господствующей парадигмы. Дело в том, что синергетический подход в принципе не может быть осуществлён в рамках сложившейся административной системы, которая требует жесткой дифференциации по кафедрам, работающим в рамках узких дисциплин. Любые междисциплинарные связи в науке сталкиваются с большими трудностями. Проблема возникает уже тогда, когда исследователь пытается рассматривать явление в рамках всего только двух дисциплин. А если требуется рассмотреть явление более, чем в рамках двух дисциплин?.. Тогда это ставит научно-административную машину в полный ступор. В итоге мы знаем лишь отдельные исключения в лице таких титанов, как, например, Влаиль Казначеев, чей научный гений сочетался с незаурядной способностью к администрированию, что позволило ему выйти за рамки академической медицины. Но что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Казначеев — это редкий пример человека, который смог выйти за рамки сложившейся научно-бюрократической системы. Я оставлю открытым вопрос, как долго будет продолжаться господство редукционизма в науке, но что-то мне подсказывает, что серьёзные изменения произойдут только со сломом господствующей общественно-политической системы. Редукционизм зародился вместе с капитализмом, и смена господствующего методологического подхода может произойти только вместе с крахом капиталистического общества. Но это я залез в совершенно другие дебри, поэтому пока остановлюсь на этом. Если кому интересно, тему взаимосвязи науки и истории развития общественно-политических систем готов обсудить отдельно. Сейчас важнее осознать сам факт, что научность не является синонимом «истинности», а ненаучность необязательно является синонимом «ошибочности». В методологии, которая используется в современной науке, заключены существенные ограничения для предмета её исследования. Явления существуют, а исследовать их в рамках существующей методологии невозможно. Такова реальность. Но то, что всё больше людей это осознаёт, указывает, что мы задолго до того, как окончательные изменения в обществе произойдут, уже сейчас, заранее, готовим этот революционный переход. Этот переход не может произойти только в науке, не затронув основы нашего уклада. Ведь всё связано…

Мысль №2. О возвращённом оккультизме Авессалома Подводного

В России есть один интересный философ, он наш современник, его книги двадцать лет назад перевернули мою жизнь. У меня тогда был сложный период — кризис тридцатилетнего возраста. Некоторые люди этот кризис проскакивают с минимальными потерями, а мне же он дался весьма трудно. И первый лучик надежды, первое серьёзное ощущение, что я нащупал те знания, которые позволят выкарабкаться из кризиса, мне дала книга Авессалома Подводного «Возвращённый оккультизм, или Повесть о тонкой семёрке».

Очень рекомендую для прочтения абсолютно все книги этого автора. Мне с ним лично не удалось встретиться: он переехал из Новосибирска в Москву буквально за несколько месяцев до того, как я перебрался жить в Новосибирск. Я перед этим буквально с упоением проглатывал книги Авессалома и очень рассчитывал, что встречусь с ним лично, при этом, приехав в Н-ск, я сразу попал в те круги, в которых вращался Авессалом, но… он уже уехал. В любом случае, я все эти годы остаюсь его верным читателем и считаю, что именно Авессалом Подводный лучше многих других современных авторов смог понятным для западного человека языком сформулировать знания Востока. И про чакры почитайте именно у него. Если будете пробовать работать с предлагаемым мной методом оценки энергетики чакр, то для интерпретации результатов советую под рукой держать «Возвращённый оккультизм». Про чакры там рассказывается в главе №8: «Тела и чакры, а также Телесные крокодилы» (Читать эту главу, или купить книгу на сайте автора.)

Мысль №3. Что же такое чакры, и зачем нужно заниматься их настройкой

Мало кто вообще понимает, что такое чакры. Недавно на одном сайтике я прочитал буквально следующее: «Аджна. Шестая чакра («третий глаз»), отвечает за ясновидение. У женщины активна, у мужчины пассивна». 

Сейчас выскажу крамольную мысль. Если даже отбросить столь наивные представления о чакрах, которые можно почерпнуть из женских бложиков и всяких модных журнальчиков, даже если серьезно погрузиться в понимание сути чакр, например, читая книги Авессалома Подводного, то, тем не менее, остается простой вопрос: что же делать с этим знанием?

Ну, хорошо. Давайте представим, что мы разобрались с чакрами, разобрались в их связях с тонкими телами, узнали о «крокодилах», которые могут на них паразитировать, освоили метод оценки энергетики чакр, а дальше то что?

Ответ на этот вопрос заключается в следующем. Если нас интересует только то, как привести в порядок наши чувства или чтобы нигде не болело, разумнее напрямую этим и заниматься, а про чакры вообще лучше забыть. Разумнее обратиться к психологу, чтобы решить психологические проблемы, или к терапевту, чтобы устранить телесные недуги.

Чакры — это вообще не о том. То, что каждая чакра связана с определённой частью психических и физиологических функций, — это, по большому счету, побочный эффект гораздо более значительного явления. То есть, занимаясь настройкой чакр, конечно же, можно улучшить психические и физиологические функции, но есть гораздо более достойная цель. Чтобы понять, какие важные возможности открывает работа с чакрами, нужно осознать простую истину. Но чтобы объяснить ее, мне потребуется ещё как минимум тысяча слов.

Вот эта истина.

Чакры — это центры энергетической связи с внешним миром. И если мы понимаем, что главная причина всех проблем человека — это нарушение его связей со Вселенной, то тут нам остаётся сделать последний логический шаг — любое нарушение в работе чакр рассматривать не как симптом какой-либо психофизиологической проблемы или нарушения работы внутреннего органа, а как нарушение обязательств человека перед Вселенной.

Понимаете? Нужно перестать столько думать о проблемах человека. Человек — это всего лишь маленькая клеточка всеобщего организма жизни, крошечный атом, затерянный в огромной Вселенной. 

Кто кому служит? Человек Вселенной или Вселенная человеку?

Если исходить из того, что человек — это главное, то, конечно, можно сосредоточиться на поиске способов, как урывать себе кусочек от глобальных ресурсов Вселенной, но только не обижайтесь, если вдруг Вселенная спишет вас со счетов раньше, чем выйдет ваш срок биологической жизни. А если встать на позицию, что человек служит Вселенной и найти свою роль в этом служении, то есть весьма серьезный шанс, что Вселенная откликнется и найдет вам место в общем потоке жизни. А попутно, раз вы стали ей нужны, то она залечит ваши душевные и физические раны. У неё же есть для этого все ресурсы! Ей это легко — просто станьте ей нужными.

Короче. Цель восстановить гармоничные отношения со Вселенной гораздо более важна, чем разобраться с отдельно взятой болячкой. А чакры — это как раз и есть тот инструмент, который нам в этом может помочь. Под понятием «служение Вселенной» каждый может выбрать своё. Это может быть: служение своей семье, близким; границы личной вселенной, которой служит человек, могут быть расширены до трудового коллектива, социальной или профессиональной группы, страны, народа или даже всего человечества. Также человек может посвятить себя служению конкретной идее, которая превращается в его личную миссию, или он может посвятить себя служения Богу. Каждый выбирает то, что ему ближе.

Древние назвали это дхармой — найти свой путь служения миру. Как его найти? Способов много, но рискну дать совет: можно ориентироваться на ощущение смысла своего существования. Оно может меняться с возрастом, может временно исчезать (если человек сбился с пути или если одна жизненная программа закончилась, а следующая ещё не началась) и находиться вновь. Путь к поиску индивидуального смысла существования может быть тернист и не укладываться в готовые шаблоны. Оценивая энергетику чакр можно уточнить ту сферу, где возник затор на этом пути. Конечно, дальше возникает вопрос, как гармонизировать работу чакр. Но поиск ответа на этот вопрос выходит за рамки данной статьи. Сегодня мы лишь обозначили способ оценки энергетики чакр.

Мысль вдогонку. В предыдущих своих статьях я рассказывал о том, как с помощью «ВедаПульса» можно оценивать то или иное психофизиологическое состояние. В этой же статье я вёл речь о том, как «ВедаПульс» можно использовать для уточнения преград на жизненном пути.

P.S. Эту статью не обязательно пытаться прочитать за один раз, в конце концов, я ведь тоже её писал не один день, а вынашивал целых два года. Так что если для её прочтения потребуется время соразмерное её написанию, то почему бы и нет.

Леонид Дорошенко, сотрудник компании "Биоквант"

Вход в систему