Фотогалерея

Личностно-ориентированный коррекционный подход к оздоровлению учащихся

* Попова Т.В., *** Булатова Т.Е., ** Тарасова М.Н., *** Иванова Л.И., *** Иванова И.А.

*Южно-Уральский государственный университет, Челябинск; **Курганский базовый медицинский колледж, ***МУ «Гимназия № 57», Курган bulat_t@list.ru

На этапе обновления современной системы образования уделяется большое внимание формированию потребности сохранения своего здоровья у подрастающего поколения через здоровый образ жизни. Основную роль в этом играют межличностные взаимоотношения родителей и детей, откладывающиеся на подсознательном уровне и влияющие на становление личности ребенка. Способ обращения с детьми, образ жизни, стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребёнка важны для становления характера [3, 4]. Приобщение ребёнка к оценке и самооценке душевного и физического состояния здоровья, к проблеме сохранения своего здоровья является важным воспитательным процессом. Совместный поиск и раскрытие внутренних резервов детей, создание условий для самоактуализации личности учащихся, атмосфера сотрудничества учителя с обучаемым является условием сохранения здоровья. Необходимость отразить при этом психофизиологические изменения в организме осуществляется при помощи приборов нового поколения.

Целью проведённой работы явилось исследование эффективности личностно-ориентированного коррекционного подхода в оздоровлении учащихся при помощи метода газоразрядной визуализации.

Задачи исследования:

  1. Определить зависимость показателей газоразрядной визуализации (ГРВ-графии) от психологических личностных особенностей исследуемых и от характера эмоционального самовоздействия;
  2. Выявить различие в адаптационных реакциях организма на действие световых волн различной длины в зависимости от темперамента испытуемых;
  3. Изучить зависимость психофизиологического состояния обследуемых от прослушивания классической музыки и рок-музыки.

Материалы и методы исследования . В исследовании приняли участие дети 10-12 лет, 16-19 лет, женщины 28-38 лет. Все испытуемые по данным медицинского обследования признаны практически здоровыми. Для определения психологических свойств личности использовали тесты Люшера, Русалова, Айзенка, Леонгарда. Схема исследования: а) тестирование по цветовому тесту Люшера, ГРВ-графия, регистрация биофизических показателей в покое (контроль); в) проведение светового (звукового, словесного) воздействия; г) регистрация биофизических показателей, ГРВ-графия, тестирование по цветовому тесту Люшера. Для светового воздействия использовали освещение испытуемого красным, зеленым, желтым, синим цветом, дневной свет и отсутствие света, для музыкального – прослушивание произведений Вивальди.

Результаты. В первом исследовании по результатам психологического тестирования испытуемые (студентки 1 курса) были разделены на 4 группы: 1 группа – 20 человек – меланхолики; 2 группа – 27 человек – сангвиники; 3 группа – 29 человек- холерики; 4 группа — 8 человек – флегматики [1, 5]. По показателям ГРВ-графии выявились достоверные различия между 2 группой и 1, 3, 4 группами. У исследуемых с сангвинистическим типом темперамента показатели интегральной площади ГРВ-грамм находятся в зоне нормы. У исследуемых 1 и 3 групп показатель интегральной площади слева и справа находится ниже нормы, что свидетельствует об энергетической недостаточности организма в целом.

Мысленный самонастрой вызвал неоднозначную реакцию испытуемых (рис. 1). По показателям ГРВ-грамм было выделено 4 группы. В 1 группе студенток — при отрицательном переживании происходило достоверное увеличение параметров ГРВ-графии и незначительное дальнейшее их повышение при положительном переживании («стабильность адаптации»). У испытуемых 2 группы студенток общая площадь газоразрядного излучения (ГРИ) незначительно увеличилась при отрицательных переживаниях и затем уменьшилась при положительных («недостаточность адаптации»). В 3 группе студенток у испытуемых наблюдалось достоверное уменьшение показателей ГРВ-графии при отрицательном настрое и достоверное увеличение показателей — при положительном («напряжение адаптации»). В 4 группе студенток наблюдался рост площади засветки и при отрицательном и при положительном настрое («компенсация»). В тесте Айзенка по показателю интроверсии значительных различий между группами не выявлено; по показателю нейротизма самое низкое значение было в 1 группе со «стабильной адаптацией» и самое высокое — в 3 группе с «напряжением адаптации».

По результатам теста Леонгарда в 1 группе преобладали эмотивные, экзальтированные и демонстративные черты характера. Во 2 группе с «недостаточностью адаптации» преобладали демонстративные, экзальтированные, неуравновешенные и гипертимные черты характера; в 3 группе — эмотивные, тревожные и педантичные черты характера. В 4 группе с «компенсацией» преобладали экзальтированные, эмотивные и возбудимые черты характера.

По типу темперамента в 1 группе студенток преобладали сангвиники — 54 %, затем меланхолики — 23 %, холерики — 14 %, флегматики — 9 %. Во 2 группе студенток преобладали холерики — 50 %, затем меланхолики — 30 %, флегматики — 20 %. В 3 группе студенток – холерики — 45 %, меланхолики — 33 %, сангвиники — 22 %. В 4 группе студенток меланхолики — 43 %, сангвиники — 29 %, флегматики -14 %, холерики – 14 %.

 

Рис. 1. Изменение площади газоразрядного изображения под действием переживания личностно-значимых ситуаций (пиксель): SL контроль — площадь ГРИ (слева) в исходном состоянии; SL “-“ — площадь ГРИ (слева) при переживаниях отрицательных ситуаций; SL “+” — площадь ГРИ (слева) при переживаниях положительных ситуаций; SR контроль — площадь ГРИ (справа) в исходном состоянии; SR “-“ — площадь ГРИ (справа) при переживаниях отрицательных ситуаций; SR “+” — площадь ГРИ (справа) при переживаниях положительных ситуаций; S об. контроль — площадь ГРИ (общая) в исходном состоянии; S об. “-“ — площадь ГРИ (общая) при переживаниях отрицательных ситуаций; S об. “+” — площадь ГРИ (общая) при переживаниях положительных ситуаций.

В тесте Люшера по фактору нестабильности выбора наибольшее увеличение (р<0,05) произошло в III группе. Фактор тревожности увеличился в I , III , IV группах, и уменьшился во II группе. Наибольшее увеличение по фактору активности произошло во II и в III группе. Значение показателя фактора работоспособности снижалось во всех группах, особенно в IV группе. Наиболее выраженные изменения значений теста Люшера выявились в III и IV группах.

При проведении дискриминантного анализа г руппы с различными типами реакции на отрицательные и положительные переживания достоверно различаются между собой (рис. 2).

Механизмы действия света разных длин волн на живые объекты различны. Французский ученый Ферэ, румынский ученый Стефенеску-Гоанга, установили, что от оранжевого, желтого и красного цветов учащаются и углубляются дыхание и пульс; обратные явления вызывают голубой, синий, фиолетовый и зеленый цвета. В исследовании приняло участие 20 человек в возрасте от 17 до 22 лет [2]. По результатам определения психотипов, были выделены следующие группы: 1) сангвиники – 7 человек; 2) холерики – 6 человек; 3) флегматики – 4 человека; 4) меланхолики – 3 человека. По данным теста Люшера наиболее высокие изменения значений наблюдаются по фактору работоспособности и фактору отклонения от аутогенной нормы у холериков, затем сангвиники, меланхолики, флегматики. Коэффициент симметрии, площадь засветки увеличивается при воздействии у сангвиников — синим цветом, у холериков, – зелёным, у меланхоликов — красным. У флегматиков коэффициент симметрии увеличивается под влиянием зелёного, а площадь засветки под влиянием жёлтого цвета.

При изучении влияния прослушиваемой музыки, на момент исследования фонового состояния, все испытуемые субъективно оценивали своё состояние как обычное. Показатели артериального давления, частоты сердечных сокращений также не выходили за рамки средневозрастных норм. После прослушивания классической музыки во всех группах понижались показатели артериального давления и частоты сердечных сокращений. Во II группе после прослушивания рок музыки выявилось увеличение ЧСС, систолического давления, диастолического давления.

 

Рис. 2. Графическое изображение групп испытуемых с различным типом реакции на мысленное переживание методом стандартного дискриминантного анализа: 1 группа – увеличение ГРВ-показателей; 2 группа – уменьшение ГРВ-показателей; 3 группа – разнонаправленные изменения ГРВ-показателей;

4 группа – значительное увеличение ГРВ-показателей.

Показатели омега – потенциала после прослушивания классической музыки во всех группах увеличивались. У студенток II группы после прослушивания рок — музыки наблюдалось уменьшение омега-потенциала. Полученные данные подтверждают уже известные факты о том, что вибрация гармоничных звуков нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на уставших, больных людей и ускоряет их восстановление, выздоровление.

В I группе (дети) после прослушивания классической музыки произошло увеличение показателей ГРВ – графии. Во II группе (студентки) выявилась тенденция увеличения всех показателей ГРВ – графии после прослушивания классической музыки и значительное уменьшение после прослушивания рок – музыки. В III группе (женщины) также наблюдалось достоверное увеличение показателей ГРВ-грамм. При анализе темперамента людей прослушавших рок-музыку выявилось достоверное различие по шкале нейротизма. У студенток с высоким уровнем нейротизма показатели ГРВ – графии после прослушивания музыки достоверно уменьшились, а с низким уровнем — показатели имели тенденцию к увеличению.

Исследования показывают, что эффект, оказываемый музыкальным произведением на слушателя, часто зависит не столько от содержания самого музыкального произведения, сколько от особенностей психологического склада этого слушателя (Казарисова А.С., 1976;), условий его воспитания, его музыкальнного опыта (Алексеев Э., Волохов В., Головинский Г. и др., 1973), от возраста ( Gibbons A ., 1977), социальнного статуса в группе (Джонстон, Катц. Цит по Петрушину В.И. 1997).

Таким образом, знание психофизиологических особенностей детей, черт темперамента, позволяет понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий, эффективно осуществлять личностно-ориентированный коррекционный подход в оздоровлении учащихся Различные реакции детей требуют различной педагогической и родительской тактики.

Выводы:

  • Выявлена зависимость показателей ГРВ-грамм от психологических личностных особенностей исследуемых подросткового и юношеского возраста. По характеру изменения ГРВ-грамм при переживании отрицательного и положительного мысленного самонастроя выделено 4 типа реакции: 1) «стабильность адаптации»; 2) «недостаточность адаптации»; 3) «напряжение адаптации»; 4) «компенсация».
  • По данным ГРВ-графии выявлено увеличение ГРВ-показателей на действие световых волн различной длины: у сангвиники на синий цвет; у холериков – на зелёный; флегматиков – на жёлтый, дневной свет и отсутствие света; меланхоликов – на красный и дневной свет.
  • После прослушивания классической музыки наблюдается тенденция увеличения ГРВ-показателей, а после прослушивания рок-музыки – уменьшение.

Литература:

  1. Булатова Т.Е. Адаптационные изменения психофизиологических функций у женщин при воздействии физических и эмоциональных нагрузок //Дис. канд. биол. наук. – Курган, 2004. – 149с.
  2. Булатова Т.Е. Влияние цвета на изменения биофизических параметров человека //Сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета, — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. – С. 16 – 18.
  3. Кузнецов А.П., Булатова Т.Е., Дубовская М.С., Тарасова М.Н., Мергес Т.М., Абдрашитов А.Ф. Исследование межличностных связей детей и матерей методом биоэлектрографии// Психология родительства и семейного воспитания: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. — С.146 -147.
  4. Кузнецов А.П., Булатова Т.Е. Мосевнина А.И., Абдрашитов А.Ф. Влияние детских воспоминаний о матери на параметры ГРВ биоэлектрографии. // Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. — С.168 -170.
  5. Черницина Н.В., Булатова Т.Е., Елизарова С.Н., Ширкин Д.В., Румянцев Д.С., Лютикова М.А. Психофизиологическая реакция подростков на положительный и отрицательный самонастрой в сознательном родительстве / Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. — С.148 -149.

Вход в систему