Чеснокова В.Н., Варенцова И.А., Голубина О.А.
Архангельский государственный технический университет.
В условиях Европейского Севера адаптация к обучению в вузе протекает на фоне адаптации к климатогеографическим условиям региона. Кроме того, напряженная умственная деятельность студентов, связанная с обилием информации, дефицитом времени для ее усвоения, накладывает свой отпечаток на функциональное состояние физиологических систем организма [2]. Приспособление или адаптация к новым условиям достигается «ценой адаптации» [1] или «ценой затрат» функциональных резервов организма [4]. Такая деятельность требует затрат энергии и информации, и, если возникает перенапряжение регуляторных механизмов, то это ведет к нарушению сложившегося гомеостаза.
Таким образом, «ядром» системы «здоровье» является степень стабильности гомеостаза как в состоянии покоя, так и в различных экстремальных ситуациях [5]. Гомеостатические свойства целостного организма являются результатом одновременного действия многочисленных и сложноорганизованных регуляторных механизмов, среди которых одно из важнейших центральных мест занимает вегетативная регуляция, обеспечивающая постоянство уровней веществ и энергии в организме. Человек, как биологическая система, является в значительной степени регуляторной. По крайней мере, большая часть его функциональных систем, находящихся под контролем вегетативной нервной системы и обеспечивающих жизнедеятельность организма, работает в непроизвольном режиме, то есть автоматически. Это означает, что познание природы человека, механизмов работы его отдельных систем и всего организма в целом возможно только на основе регуляторных, а точнее – биорегуляторных принципах с их системной методологией[3]. Задача состоит в том, чтобы первоначально понять физиологические механизмы биорегуляции функциональных систем, определить их интегральные параметры, по которым можно проводить оценки их состояний, а затем на основе этих интегральных параметров разработать их информативные признаки, позволяющие конкретизировать оценку состояния той или иной системы. По характеру изменения этих признаков представляется возможным выносить суждение о поведении физиологической системы.
Изложенное явилось основанием для поиска эффективной методики оценки протекания адаптационных процессов в организме. Наиболее информативным и удобным в практическом использовании, а так же отвечающим нашим требованиям явился метод ГРВ-биоэлектрографии, разработанный профессором К.Г.Коротковым. Этот метод отражает новые принципы исследования живых систем, и, в частности, человека, как открытую динамическую неустойчивую систему [6].
Цель и задачи исследования. Проследить изменение биоэнергетического статуса организма студента в зависимости от сезонов года (зима-весна) и дать оценку биоэнергетического гомеостаза организма студентов.
Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 100 юношей — студентов технического вуза в возрасте 18-20 лет. Регистрацию газоразрядного изображения осуществляли при помощи прибора «ГРВ-камера», разработанного под руководством профессора К.Г.Короткова. Использовали два режима съемки – с фильтром и без фильтра. Компьютерная обработка полученных изображений осуществлялась с помощью программы « GDV Diagram ».
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ полученных данных показывает, что показатели ГРВ-графии у юношей изменяются в пределах нормальных значений при смене сезонов года. Для зимнего сезона (февраль) характерны более низкие показатели интегрального коэффициента площади, интегрального коэффициента энтропии. Это наблюдается как при съемке без фильтра, так и с фильтром. На круговой диаграмме можно проследить выраженную, в сравнении с весенним сезоном (апрель), вегетативную недостаточность, что отражается в виде энергодефицита на полученных ГРВ граммах. Кроме того, в весенний сезон происходит уменьшение коэффициента активации (1,76 — весной и 4,89 – зимой).
Так же наши исследования выявили, что больше 70% ГРВ грамм, снятых у студентов вуза свидетельствуют о высокой степени вегетативной недостаточности, практически состоянии стресса, в котором постоянно находятся молодые люди. Только чуть больше 20% ГРВ грамм соответствовали состоянию «норма».
Выводы
Литература: