Курис И.В.
БПА, Санкт-Петербург
Целью данной публикации является частичное представление результатов эксперимента, проведенного в рамках диссертационного исследования, посвященного интегративным психотелесным практикам (на примере авторской психотелесной практики – Биоэнергопластики). Поскольку оба термина сравнительно недавно вошли в обиход, мы позволим себе коротко на них остановиться.
Биоэнергопластика, как психотелесная практика, направлена на обучение релаксации как физического, так и психического тела, а также на увеличение устойчивости на уровне всех энергетических центров. В основе биоэнергопластики как осознанного двигательного действия лежит многоуравневая ментальная и двигательная координация с использованием универсальных графических символов. Это позволяет балансировать и произвольно активизировать функции коры больших полушарий головного мозга и развивает релаксационные навыки в статико-динамическом режиме, что даёт возможность моделировать пространство наиболее оптимальным образом для создания условий выхода в ИСС, переживание трансперсонального опыта и, как результат – выходу на внерациональное знание.
Эта психотехнология - интегральна по своей сути, что отражено как внутри практики в целом, так внутри каждой из ее составляющих. Особенно ярко это видно внутри двигательного действия, как базового, см. схему.
Отличительные особенности релаксационной биоэнергопластики:
Первое - релаксационный характер движения, при котором максимально расслаблены те части тела, которые не участвуют в движении и минимально – работающие. Поскольку эти упражнения направлены на распределение биоэнергии, это ведет к раскрепощению, т.е., релаксации мышечной, эмоциональной и ментальной.
Второе – это тип упражнений, которые в РП называются психофизическим. От обычных они отличаются тем, что выполняются обязательно с осознанием. Психофизические упражнения – это ментально-двигательная практика, т.е. совокупность двигательной и умственной деятельности. Этот процесс включает в себя и идеомоторное представление самого движения, и образ, или ассоциативный ряд, и самонаблюдение и мн. др. Поэтому, как правило, упражнения выполняются в более медленном темпе.
Третье – это взаимосвязь упражнений с деятельностью правого и левого полушарий. С их помощью можно активизировать каждое из полушарий. Здесь особое место занимают упражнения на развитие чувства ритма, правильную осанку, мелкую моторику, включающую движения кистей, пальцев рук, мышц шеи и т.д.
Фактически, используя простые элементы можно сознательно развивать интеллектуальные возможности, способность к расширению восприятия информации без ущерба для психофизического здоровья, предупреждать пагубное воздействие стрессов и др.
Четвертое - вытекающее из второго и третьего. В процессе занятий релаксационными движениями мы можем достигать различных эмоциональных состояний. Благодаря знанию соответствий между упражнениями и их воздействием на психо-эмоциональную сферу, мы можем моделировать различные состояния, адаптируя к ним наше тело на всех уровнях телесной организации , в том числе и на глубинных уровнях сознания. Особенно это важно при работе с измененными состояниями сознания. Осознанная двигательная практика позволяет работать в этих состояниях при полной безопасности. Это достигается за счет развития чувства устойчивости (физической, эмоциональной и ментальной).
Мы позволили себе остановиться на содержании данной практики в связи с тем, что фактически все перечисленные её составляющие так или иначе связанны или с ИСС, или с направленным энергетическим воздействием, реализующимся в различных формах и методах.
Экспериментальные исследования включали ряд психотестов и аппаратные измерения. В данном сообщении мы остановимся на измерениях, выполненных ГРВ-методом. Мы позволим себе остановиться в большей степени на результатах ГРВ, поскольку именно этот метод, разработанный группой ученых под руководством проф. Короткова К.Г. позволяет на сегодняшний день исследовать изменения энергетических характеристик занимающихся в процессе занятий, направленных на работу с ИСС и в ИСС.
Метод ГРВ позволяет:
• судить об общем уровне и характере его физиологической активности.
• проводить классификацию состояния по типу свечения;
• выявлять тревожные зоны организма и следить за влиянием на организм различных воздействий: аллопатических и гомеопатических препаратов, различных видов терапии, медитации, аутотренинга и т.п.
Метод ГРВ получает все более широкое признание и, наряду с другими электрографическими методами, начинает активно использоваться в медицине, спорте, психологии, психофизиологии, фундаментальных и прикладных исследованиях в России и за рубежом.
Для выполнения исследований сформировали экспериментальную группу из 20 испытуемых (17 женщин и 3 мужчин), имеющих опыт ментальной тренировки от 0,1 года до 32 лет. Возраст испытуемых – от 24 до 57 лет, из них 16 – в возрасте 40-50 лет. Общая выборка по данным ГРВ составила 40 человек.
Снимались показания до занятий и после в процессе одного занятия (на основе метода Фолля - приборы «Стелла-2(01)», ТДК «Хронос» и забор крови); кроме того, проводились измерения ГРВ методом в процессе занятий – 5 срезов, соответствующих 5-ти этапам занятия.
Для эксперимента проводились измерения после каждой фазы занятий.
1) Измерение ГРВ-сигнала 10 пальцев без фильтра до занятий (1-фон)
2) Измерение ГРВ-сигнала 10 пальцев без фильтра после фазы 1 (2)
3) Измерение ГРВ-сигнала 10 пальцев без фильтра после фазы 2 (3)
4) Измерение ГРВ-сигнала 10 пальцев без фильтра после фазы 3 (4)
5) Измерение ГРВ-сигнала 10 пальцев без фильтра после фазы 4 (конец занятий) после фазы (5).
Аппататурное обеспечение для эксперимента - прибор ГРВ Камера "Профэшнл".
Параметры обработки: время экспозиции 0,5сек, режим-1.Программное обеспечение: ГРВ съемка - "GDV Capture Russian"; "ГРВ Чакры"- расчет чакровых индексов; "ГРВ Диаграмма": расчет базовых ГРВ параметров JS и т.д. "GDV APPS" - анализ ПФС (биоэнергетический потенциал и т.д.); "ГРВ рейтинг" - заключение о психо-эмоциональном состоянии. Разработчик: фирма "КТИ"
Замеры ГРВ-методом проводились аспирантом ЛИТМО, сотрудником лаборатории биоэлектрографии Николаем Прияткиным. Использовалось два варианта: до, после занятий и в процессе, в режиме реального времени. Занятие, протяженностью 3-4 академических часа, состояло из нескольких частей, имеющих свой алгоритм. В течение этого времени, проводилось несколько замеров (4-5) таким образом, чтобы не нарушать ни сам процесс, ни общую энергетическую характеристику пространства.
Краткое содержание занятия релаксационной биоэнергопластикой и соответствие цифровых значений измерениям:
Фон; вводная медитация с включением дыхательных циклов и упражнений на концентрацию внимания (КВ) на графических символах энергетическая разминка; основная часть: асаны-танцы (с включением мелкой моторики, танцевальных элементов - этюдов, соответствующих направленности воздействия упражнений; заключительная статико-динамическая медитация с включением спонтанного танца.
В число задач исследования входило:
1) выявить свойства личности, изменяющиеся под воздействием трансперсональных психотелесных практик (ПТП);
2) выявить корреляции между приборными и психологическим исследованиями, используемыми в эксперименте;
3) выявить наличие взаимосвязей между энергетическими, психологическими и физиологическими характеристиками
Таблица 1. Изменение показателей чакр методом ГРВ в процессе одного занятия.
В вводной части наблюдается статистически достоверное изменение энергетики всех чакр за исключением показателя SD, характеризующего уровень дисбаланса по всем чакрам.
В основной части наблюдается продолжение роста уровня энергетики чакр, из них статистически достоверны показатели по манипуре и сахасрааре. Это объясняется подбором и алгоритмом упражнений и активным включением мелкой моторики, многоуравневой координации, активно влияющей на интеллектуальный центр, а также дыхательной практики, направленной на достижение энергетического равновесия полушарий головного мозга.
В третьей заключительной части – в состоянии статической медитации наблюдается увеличение по всем показателям, кроме SD, статистически достоверное по всем чакрам, кроме интеллектуального центра (аджна и сахасраара). Снижение по SD говорит о снижении показателя энтропии в процессе занятия.
Сравнение показателей между начальными и конечными результатами позволяет говорить о: фактическом росте энергетики по всем чакрам, что приводит к увеличению общего энергопотенциала, явному снижению уровня энтропийности и достижению состояния гармонии и энергетического баланса между различными центрами.
Графики изменения показателей чакр в процессе одного занятия.
График1. Изменения количественной оценки энергетики чакр Муладхары и Свадхистаны.
Муладхара и Свадхистана относятся к инстинктивному центру, отвечающему за энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности организма.
В процессе всего занятия наблюдается увеличение показателей. Внутри - 2 пика, по Муладхаре, связанные с содержанием данной части. Изменения по Свадхистане более плавные с постепенным нарастанием. При построении занятия всегда учитывается энергетическая составляющая, при которой работа с верхними центрами должна обязательно базироваться на предварительной активизации нижних. Это одно из главных условий предупреждения негативных последствий и техники безопасности. Увеличение энергопотенциала всего организма в процессе занятий связано, прежде всего, с увеличением показателей именно этих чакр.
Чакра Манипура является одновременно двигательным центром и центром творения. Характер и способ выполнения упражнений позволяет в целом накапливать энергопотенциал. Внутри графика наблюдаются ступенчатость, что объясняется характером выполняемых действий. Тем не менее, в графике четко просматривается неуклонный рост.
График 2. Изменение количественных показателей по чакре Манипуре.
График 3. Изменение количественных показателей по чакрам эмоционального центра.
По обеим чакрам наблюдается повышение уровня энергетики. При этом, линия Анахаты – сердечного центра – более мягкая, без сильных колебаний на протяжении всего занятия. Линия Вишудхи – более ломанная. Резкий подъем во время вводной медитации, снижение – в двигательной (при выполнении силовых упражнений, повышение при выполнении упражнений, имеющих соответствующую анатомическую и энергетическую направленность и небольшим снижением в заключительной части. Этот факт подтверждает воздействие собственно трансовой и медитативной практики, при которых нередко достигается над|эмоциональное состояние. А именно Вишудха чакра отвечает прежде всего за эмоциональную оценку ситуации. Тем не менее, можно говорить о достаточно гармоничном взаимодействии внутри центра, о чем свидетельствует параллельность обоих направлений.
График 4. Изменение количественных показателей по чакрам интеллектуального центра.
Оба показателя свидетельствуют об увеличении энергетики интеллектуального центра. Линия чакры Сахасраара – более ровная, практически без скачков. Линия Аджны – более ломаная. Здесь наблюдается резкий рост в процессе вводной медитации, затем более мягкий подъем в основной части с последующей стабилизацией в заключительной.
График 5. Изменения показателей JS и SD.
Наблюдается увеличение показателя энергетического потенциала и снижение уровня энтропийности. Обе линии симметричны относительно друг, что говорит об их взаимосвязи.
Таблица 2. Динамика изменения показателей по Фоллю в процессе одного занятия (прибор "Стелла2-01").
График 6. Изменение показателей по методу Фолля в процессе занятий.
Примечание: интервал 51-65 – в пределах нормы.
Наблюдается изменение показателей в процессе занятий и в сторону уменьшения и увеличения Изменения направлены к интервалу в пределах нормы. Из 21 показателя - 8 статистически достоверны
Сходность показателей подтверждает тенденцию воздействия упражнений и на энергетическую и на физиологическую системы организма, ведущую в конечном счете к психофизической регуляции. А сравнение показателей обоих приборов позволяет высказать мысль о том, что ГРВ – измерения в энергетическом отношении более информативны, но менее конкретизированны относительно отдельных органов, а показатели «Стелла -2 (01)» – наоборот, конкретизированы относительно органов и физиологических систем организма. Таким образом, приборы в совокупности дают: а) картину соответствия энергетической и физиологической систем организма; б) динамику изменений функционального состояния в процессе или после занятий; в) более точную количественную оценку исследуемых процессов.
Таблица 3. Статистически значимые изменения показателей теста «Cамоал».
Таблица 4. Таблица значимых корреляций между ГРВ-показателями шкалами «Самоал».
Наибольшее число корреляций выявлено между шкале VIII – самопонимание - и чакрами эмоционального, двигательного и интеллектуального центра и показателем JS. По горизонтали выявлены корреляции между аджной (интеллектуальный центр) и шкалами: автономность, самопонимание, гибкость в общении. Это свидетельствует о: а) связи между психоэмоциональной сферой и стремлением к самореализации личности; б) воздействии психофизических упражнений на личностное развитие; в) роли биоэнергетической составляющей в системе Тело-Психика.
Результаты «Рейтинга», полученные методом ГРВ по Короткову К.Г. и Бундзену П.В.
Представленные данные являются итоговым результатом, полученным в процессе занятий
Таблица 5. Итоговые результаты.
Заключение
Выявленные позитивные изменения в процессе занятий по спортивно-важным качествам. Статистически значимое снижение параметров в донозологических изменениях – в заключительной части и энергодефицит – в начальном и конечном периодах занятий объясняется спецификой упражнения, а именно – медитативной практикой, происходящей на фоне релаксации. Поэтому, снижение энергопотенциала является: а) естественным (прогнозируемым) результатом с характерным распределением биоэнергии; б) это распределение приводит к состоянию внутреннего углубления, возможности обратить внимания на себя и понять (интраспекция), свои ощущения и чувства, которые в обычном состоянии как правило, подавлены и проходят мимо нашего внимания.
Результаты исследования дают основание утверждать, что:
1) занятие интегративными психотелесными практиками (в данном случае -биоэнергопластикой) оказывают позитивное воздействие на всю биоэнергетическую систему и соответственно влияют на психофизическое состояние организма.
2) серьезно влияют на духовный рост и развитие индивидуума, поскольку выделенные шкалы в своей совокупности характеризуют изменение мировоззрения в сторону расширения взглядов, способности к восприятию нового, более мудрого и терпимого отношения к жизни; увеличение способности к выживанию, росту внутренней независимости, спонтанности (в контексте креативности и раскрепощенности), приятии себя, что позитивно влияет на уровень самооценки, а значит и способности к самоактуализации.
3) работа в ИСС имеет большие возможности для поддержания и укрепления психофизического здоровья, что является насущной потребностью любого человека, Поэтому, занятия такого рода способствуют оздоровлению общества в целом.