Бутаев З.И., Горбунов В.А., Демиденко О.И., Лебединский В.Ю.
Учебно-исследовательский центр энергоинформационных систем оздоровления «ЭНИСО» г. Иркутск
Психофизическая готовность спортсмена является основным фактором достижений в современном спорте. Не случайно в последнее десятилетие психологи спорта и специалисты смежных наук (психофизиологи и биофизики) особое внимание уделяют разработке специальных технологий подготовки высококвалифицированных спортсменов на основе достижений фундаментальных наук: генетики, психогенетики, квантовой биофизики и медицины. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет именно о создании новых технологий функциональной диагностики, а не просто о совершенствовании существующей системы научно-методического обеспечения тренировочного процесса.
Специфическими особенностями современных технологий психической подготовки в спорте высших достижений, получивших в мировой практике обобщенное название «ментальный тренинг» являются: ориентация процесса систематического психотренинга на формирование психических качеств и навыков, способных обеспечить достижение пика спортивного мастерства при одновременном повышении качества психосамотического здоровья спортсмена; обучение спортсмена трансформации психического состояния с целью использования в условиях соревновательной деятельности мозговых механизмов так называемого альтернативного состояния сознания; обеспечение в ходе тренировочного процесса позитивного развития личности спортсмена и повышение его духовно-деятельностного потенциала.
Ментальный тренинг как технология психотренинга в спорте высших достижений был сформирован в середине 1980-х годов. Принципиальным отличием разработанной технологии ментального тренинга от других психотехнических методов является долговременный систематический характер психической подготовки, непосредственно интегрированный в структуру учебно-тренировочного процесса. При этом важнейшей отличительной чертой модели ментального тренинга является выраженная психопедагогическая направленность, нацеленная на формирование психических качеств и навыков, которые формируют высокий моторно-психический (психофизический) потенциал спортсмена и уверенность в достижении успеха в условиях соревновательной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что ментальная тренировка представляет собой структурно-целостную систему психической подготовки, обеспечивающую тренинг базисных психофизиологических механизмов, связанных с реализацией спортивной деятельности. Другой, и наиболее ценной для практики спорта, особенностью системы ментальной тренировки является четкая сопряженность программ психотренинга с периодами и циклами подготовки к соревнованиям. В практике психической подготовки квалифицированных спортсменов используются два варианта ментального тренинга: базовая модель и блиц-модель, рассчитанная на самостоятельное использование спортсменами для закрепления эффекта базового курса. Программа базового курса ментального тренинга включает четыре этапа:
Под психофизическим потенциалом понимается уровень моторно-психических функциональных резервов организма, генетически детерминированных по своей природе и относительно устойчиво модифицируемых в ходе долговременной адаптации к факторам тренировочных нагрузок (Бундзен П.В., 2000).
Таким образом, общая длительность базового курса ментальной подготовки составляет не менее четырех месяцев, а в дальнейшем дополняется непосредственной подготовкой к ответственным соревнованиям и программами блиц-модели.
В свою очередь блиц-модель включает следующие программы: мышечная релаксация, психическая релаксация, идеомоторная тренировка, мобилизация и концентрация внимания, выработка психологии победителя и борьба со страхом. Естественно, блиц-модель ментального тренинга может быть использована и для краткосрочной самостоятельной тренировки. Программы могут прослушиваться групповым способом на местах проведения основных тренировочных занятий.
С целью изучения кумулятивного эффекта ментальной тренировки, совмещенной с проведением учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ «Спарта» (отделение спортивной аэробики), был проведен ряд комплексных исследований с участием специалистов-экспертов: психологов, ведущих тренеров и специалистов комплементарной медицины (специалист традиционных систем оздоровления, биоэнергет, космоэнергет). При исследовании использовались космоэнергетические каналы (Буддийский лечебный блок каналов) в определенной последовательности с добавлением иных совместимых каналов, релаксация и медитация по джайнской технике (Прекша), а также другие методологии энергоинформационного восстановления.
В обследовании приняли участие спортсмены различных возрастно-квалификационных групп (9-11, 12-14 и 15-17 лет), специализирующихся в парных и групповых упражнениях (n= 24). Перед тренингом и в конце проводилась диагностика с помощью ГРВ. Тренинг включал ряд техник, направленных на восстановление энергопотенциала спортсменов методами Космоэнергетики, биоэнергетики и методом быстрой релаксации через восприятие самих психических центров и цветов этих же психических центров в определенной строгой последовательности.
Сравнение полученных показаний, произведённых до и после тренинга в программе «аура», выявило, что в одной группе спортсменов ощущающих во время тренинга неприятные зрительные и слуховые образы произошло понижение показателей энергетического уровня «чакр» относительно показателей, полученных ранее перед тренингом.
У второй группы с пониженными показателями «аура» относительно исходных, при сравнительном анализе ауры до и после тренинга, прослеживалось снижение площади свечения и увеличение количества разрывов, продолжавшееся в течении 30 минут +- 5 минут. В дальнейшем происходило увеличение площади ауры, и нормализация положений чакр в программе «чакра». При этом в обеих группах, несмотря на некоторое временное снижение площади, общее самочувствие спортсменов (по наблюдению самих спортсменов) было лучше и веселее, чем ранее.
Часть группы, у которой в сравнительном анализе в программе «чакр» при сравнительном анализе была выявлена положительная динамика, при сравнительном анализе аур, до и после тренинга, прослеживалось увеличение площади свечения и сокращение разрывов.
Уже через одну неделю, при повторном диагностировании лиц, у которых была выявлена отрицательная динамика наблюдался стойкий положительный эффект с выровненными без разрывов и всплесков площади ауры и стабильное положение чакр в программе «чакра».
Результаты проведенных исследований могут быть обобщены в следующих основных положениях. Во-первых, было выявлено, что у спортсменов, которые использовали базовый курс ментального тренинга от 3 до 5 раз в неделю в течение 3-4 месяцев, наблюдался целый комплекс положительных и стабильных эффектов: существенное улучшение психоэмоционального статуса; повышение функциональных возможностей спортсменов (улучшение показателей вегетативных функций); укрепление психосоматического здоровья и повышение уровня психофизической адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам; возрастание эмоциональной устойчивости за счет стресслимитирующего эффекта, способности противостоять препятствиям на пути к достижению цели и уровня притязательности. Во-вторых, как свидетельствуют результаты внедрения ментального тренинга в систему подготовки высококвалифицированных спортсменов, даже 6 — недельные занятия способствуют повышению соревновательной надежности и росту спортивных результатов, что подтверждают как сами спортсмены, так и тренерский состав.
Так, используя ментальный тренинг, в период 2004-2005 гг. в ДЮСШ «Спарта» г. Иркутска было подготовлено 6 мастеров спорта и 8 членов молодёжной сборной команды России по спортивной аэробике. После курса ментального тренинга значительно повысилась соревновательная надёжность и результативность спортсменов как в индивидуальных, так и в парных и групповых упражнениях.
Литература: