Фотогалерея

Психическое состояние как новое основание для познания и развития человека

Кулаго И.О.

Научная школа Причинности, Санкт-Петербург. kulago@gmail.com

Одной из причин послужившей началу работы над темой явился факт установленный в результате исследования функционирования психики человека методом Газоразрядной визуализации (ГРВ) [1]. Суть этого факта заключается в том, что человек не знает качества своего внутреннего психического состояния [2]. В своей работе «Сознание как проблема психологии поведения» Л.С.Выготский пишет: «Изучение только реакций, видимых простым глазом, совершенно бессильно и несостоятельно даже перед простейшими проблемами поведения. Между тем поведение человека организовано таким образом, что именно внутренние, плохо обнаруживаемые движения направляют и руководят им. Но мы лишены всяких средств для исследования этих внутренних реакций» [3].

Внутренние взаимодействия определяют поведение человека, при этом человек лишен всяких средств исследования этих взаимодействий, следовательно, и умения управлять своими внутренними процессами [3]. Человек имеет какие-то автоматически настраиваемые внутренние психические состояния , которые могут регулироваться внешними факторами или обстоятельствами и в большей мере этими же факторами и обстоятельствами сформированы.

По-видимому, происходящие внутренние процессы имеют свою организованность и порядок, но, отображаясь во внешней ситуации через поведение, перемешиваются и воспринимаются человеком поверхностно, одномерно, без понимания – что происходит, и поэтому движения человека в ситуации в большей мере определяет прошлый опыт подобных ситуаций.

Но, опираясь на опыт, человек, не зная того, продолжает находиться в состоянии внутреннего напряжения психики, возникшего как отклик на наиболее часто происходящие в жизни события, а внешнее поведение людей, сформированное социальными правилами общежития, удерживает это напряжение в определенных рамках. Степень напряженности в большинстве случаев, определяется последовательностью внешних событий и может приводить к возникновению различного рода психических и других заболеваний. С появлением прибора «ГРВ камера» стало возможным визуально исследовать эти психические дисфункции, активно разрабатываются методы психологической реабилитации, в основе которых искусственный подбор наиболее полезных для конкретного человека влияний. В результате воздействие на человека одних внешних обстоятельств компенсируется другими внешними влияниями, и подход применяется как метод оздоровления.

Конечно, можно заниматься подбором благоприятных влияний, но так же становится и интересно, что за психические состояния , эти влияния создают в человеке, в чем их роль и почему внешняя компенсация не освобождает от причины внутренней напряженности, а лишь смягчает последствия.

При внимательном рассмотрении становится видно, что человек основывает свое взаимодействие с природой и собой на принципе «действие-противодействие», принципе борьбы, следовательно, и жертвы. Здесь проявляется суть того, что мы определяем как опыт. В человеке незаметно для него сформировался и действует механизм борьбы, который оставляет свой след на всех его движениях и даже помыслах. Можно предположить, что призыв к преодолению этого механизма символически заключен в словах Иисуса в Евангелии: « пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? » (Матф.9:13) [4]. Здесь видится следующий этап психического развития человека, который раскрывается через понимание сути внутреннего психического состояния .

Доктор психологических наук, профессор Дружинин В.Н. в предисловии хрестоматии «Психологические состояния» пишет: «Один из парадоксов современной психологии: несмотря на очевидное для большинства исследователей и практиков значение, которое имеет психология состояний, она до сих пор остается «золушкой» в семье психологических отраслей» [5].

Психическая модель трех центров

В исследовании этого вопроса направление поиска было задано результатами работ профессора Короткова, разработчика ГРВ – метода. Из анализа его работ по диагностике из ГРВ — свечения состояния здоровья было обнаружено, что в свечении самостоятельной активностью проявляются три аспекта функционирования психики [6]: 1 ) инстинктивное функционирование внутренних органов; 2) эмоциональные проявления; 3) ментальная деятельность.

Из этого было сделано предположение, что психические проявления тройственны по своей природе, каждое проявление психики из этой тройки функционирует самостоятельно [7].

Подтверждению и развитию модели послужили работы Успенского, Гурджиева и его учеников. Далее оказалось, что и в трудах Святых Отцов тоже упоминалось о троичности души: « Душа тречастна. Когда добродетель бывает в мыслительной части, тогда называется осмотрительностью, сметливостью и мудростью; когда бывает она в пожелательной части, тогда называется целомудрием, любовью и воздержанием; когда бывает в раздражительной части, тогда называется мужеством и терпением; когда во всей душе, то праведностью ». (Авва Евагрий Понтянин ссылаясь на Григория Нисского).

Психический опыт

Изучение модели трех центров психики позволило различить три качества проявления центров воспринимаемые человеком: ощущения; чувства; созерцание.

Что же такое опыт с точки зрения модели трех психических центров, и какая задача решается им в процессе развития человека?

Есть психическая среда, проявляемая через человека психическими функциями: ощущения, чувства, созерцания. Есть психические центры, контролирующие психические функции. Опыт – оформленное проявление психической функции. Накопление и организация опыта – есть процесс развития психических центров. В энергетическом основании опыта – двойственность, то есть потенциальность (напряженность) между реальностью и отображением реальности в психической среде отображения. Опыт – фиксация, оформление этой потенциальности, в нем в перемешенном виде проявляется и реальность, и отображение реальности, а также разница (напряженность) между реальностью и ее отображением, которая характеризует состояние самого зеркала отображения, то есть состояние психики человека в целом.

Психическое состояние

Задача опыта психики – накопление потенциала, тогда, психическое состояние человека определяется соотношениями, упорядочиванием между проявлениями ощущения, чувства и созерцания и решает задачу управления потенциалом. Это предположение стало началом рассмотрения психического состояния человека как структурного, пространственного взаиморасположения трех психических центров. Главная практическая трудность понимания соотношения между центрами заключается в том, что в своих психических движениях человек опирается не на сами центры, а на их отображения.

 

Такой подход позволил понять:

- качества взаимодействия центров, то есть отображение друг в друге, проявляемые в человеке как: 1) внимание; 2) сознательность;

- что человек познает себя посредством отображения одного центра в другом;

- из определения Григория Нисского проявилась суть одновременного функционирования трех центров – как состояние Праведности или по-другому Сознательности.

Феофан Затворник показал, что «путь к Совершенству – это путь к Сознанию», получается что Совершенствование – это переход от функционирования психики одним центром, что, по сути, является механичностью к функционированию психики одновременно тремя центрами — Сознательности. Человеку необходимо научиться взаимодействовать с окружающим миром не посредством одного психического центра, то есть, получая впечатления от обычного реагирования, а в полноте, во взаимно отображении трех центров, получая впечатления от так называемого состояния праведности. Отсюда получили определение психического состояния , опирающееся на модель трех центров:

Психическое состояние  — это качественное соотношение трех психических центров в процессе взаимодействия человека с окружающим миром определяющее сознательность, глубину этого взаимодействия.

Здесь раскрывается роль психического состояния как фактора понимания в глубину, более глубокого понимания. Психическое состояние определяет, насколько глубоко человек понимает суть взаимодействия или насколько глубоко человек понимает то, с чем он взаимодействует.

И следующий важный и интересный вывод, отображающий вышесказанное:

Само пространство взаимодействия имеет три уровня в глубину! Или по другому:

Пространство взаимодействия состоит из трех независимых составляющих, которые могут по отдельности отображаться в психических ощущениях, в психических чувствах, в психическом созерцании.

Получается, что постижение глубины пространства возможно только посредством правильно работающей и организованной психики.

О поверхностном восприятии писал Гурджиев. Он назвал «ненормальным психическим фактором», качество в психике современных людей развившееся в современном мире в результате поверхностного восприятия всех видов впечатлений, и как он отмечал, этим фактором «заражены» не только люди, живущие обычной жизнью, но и те, которые посвятили свою жизнь поискам истины.

Момент поверхностного, буквального восприятия людей отмечается в библии: « Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены » (1Пет.2:6-8) [4].

С психологической точки зрения во многих местах библии камень символизирует поверхностное, буквальное понимание Истины, преодолеваемое через веру.

Так как психическое состояние определяет глубину восприятия при взаимодействии, то просматривается важная роль состояния в процессе Познания, взаимодействия человека со знанием, что соответствует глубине понимания знания, а в целом и возможность правильного развития человека вообще:

Психическое состояние формирует механизм мышления, применяемый человеком в Познании.

И здесь непреложным фактом является, то, что в силу каких-то причин этот момент упущен из внимания человека в общем образовательном процессе. Поэтому в современном образовании в большей мере применяются и развиваются подходы накопления и обработки накопленного знания. И совсем не применяется и не исследуется подход качества взаимодействия со знанием, что непосредственно включает понимание того, какой механизм мышления применяет человек в этом взаимодействии.

Положения Теории Причинности [8], особенно исследования в области Пространства и Времени [9], позволили предположить, что пространственное взаиморасположение трех психических локализаций (центров) и взаимодействие их между собой через отображение становится источником того, что в психологии называется Внутренняя работа или время подобным проявлением психического функционирования.

Литература:

  1. Коротков К. Г . О сновы ГРВ биоэлектрографии. СПб: Из-во СПбГИТМО, 2001.
  2. И.О.Кулаго, «Психология Причины», Мат. VI Международной научной конференции «Вопросы валеологии и эниовалеологии». Т.1, Севастополь (2003).
  3. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003.
  4. Библия. – М., (1988).
  5. Психические состояния/ Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2001.
  6. Коротков К.Г. Свет после Жизни. СПб,1996.
  7. И.О.Кулаго, А.Д. Афанасьев «Психология причины. О пользе изучения личности», Избранные труды Школы Причинности. 2004 год. Под редакцией В.П.Гоча – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2004.
  8. Гоч В.П., Белов С.В. Теория причинности. – К.: Ника-Центр, 1999.
  9. Гоч В.П., М.К. Сабрукова. О Сути Времени. – Севастополь: Издатель Александр Карпин, 2002.

Вход в систему