Валерий Русланович Сары-Гузель
Декан факультета психологии
Гуманитарный институт, Москва
E-mail; mail@gipnoz.ru.
www.gipnoz.ru
В последние десятилетия бичом современного общества становятся такие недуги как нервное истощение, утомление, переживание состояния чувства постоянной усталости, сниженный фон настроения с увеличенной тревожностью и ряд других психических расстройств, объединенных общим названием - эмоциональное сгорание (burnout syndrom ) , введенным Х. ДЖ. Фрейденбергом. Это психологическое состояние свойственно главным образом людям, находящимся в постоянном «коммуникативном погружении» - учителям, руководителям, политикам, терапевтам…
Считается, что переключение с одной деятельности на другую требует значительных энергетических затрат и дефицит энергоресурсов приводит к срыву адаптационных процессов личности, способствует образованию стойких состояний дезадаптации как в профессиональной деятельности так и в быту.
На факультете психологии Гуманитарного института проводились исследования изменения энергетического состояния организма преподавателей в процессе проведения ими занятий. Также с помощью различных техник суггестивного воздействия моделировались состояния, соответствующие авторитарному и демократическому стилям руководства. В эксперименте участвовали студенты – психологи 1 и 4 курсов. Изменения энергетического состояния фиксировались методом газоразрядной визуализации. Для определения основных психологических характеристик испытуемых использовался 16-ти факторный личностный тест Кеттела.
Измерения показали, что энергетический потенциал человека проводящего директивное, авторитарное воздействие уменьшается в 1,5 – 3 раза, а потенциал отдельных жизненно – важных органов и систем - еще больше. Наиболее значительные изменения наблюдались в области сердца и сосудов – в некоторых случаях уменьшение энергетического потенциала достигало значения 500 –700%, например, с 1,41 до 0,24, причем наибольшие изменения наблюдались с правой стороны тела, что соответствует работе левого, отвечающего за положительные эмоции полушария.
Становится понятно, почему многие руководители страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Ведь при постоянном использовании авторитарного стиля руководства жизненно-важные органы и системы и в первую очередь сердечно-сосудистая, оказываются, что называется, на «голодном энергетическом пайке», постепенно их режим работы нарушается, приводя уже к физическим изменениям. В то же время энергетический потенциал людей, подвергающихся подобным воздействиям, несколько возрастает. Проведенные опыты показывают, что оператор (руководитель, педагог) производит изменения в поведении подчиненных главным образом лишь с помощью своей энергии.
Т.о. для достижения психического здоровья необходимо в первую очередь изменить свое поведение и стиль своего общения с окружающими – подчиненными, учениками и т.д. Становится видно, что природа как бы «выключает» тех, кто активно вмешивается в жизнь других людей, видно, что любой человек сам, лишь своим умом и своими силами должен строить свою судьбу и свою жизнь, а любые вмешательства извне лишь нарушают установленный природой порядок, нарушают равновесие в системе, именуемой человеческим обществом.