Фотогалерея

Использование метода электрофотоники в формировнии здоровьесозидающей компетентности у педагогов

Булатова Т.Е., ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий», г. Курган 

Формирование и развитие здоровьесозидающей компетентности у субъектов образовательного процесса, воспитание у школьников основ здорового образа жизни, культуры и ценности здоровья, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников, обеспечение качества образовательной среды для сохранения и развития их здоровья - ведущие задачи, стоящие перед современной системой образования, приоритетные направления ее деятельности. Эти требования напрямую связаны со здоровьесозидающей направленностью деятельности педагога (от «созидать» - творить, создавать, способствовать развитию). Не случайно одним из основных принципов здоровьеориентированной (гуманной) педагогики, как и в медицине, является «Не навреди»!

С учетом структуры педагогической направленности, предложенной Л.М. Митиной (2005), здоровьесозидающая направленность рассматривается как направленность педагога на: а) собственное здоровье, связанное с потребностью в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании индивидуального здоровья в качестве условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда; б) заботу о здоровье учащихся, которая включает использование учителем принципов, способов и средств, позволяющих сохранять здоровье школьников; в) творческое дополнение содержания учебного предмета валеологическими ценностями, смыслами, знаниями, умениями, навыками с целью формирования культуры здоровья воспитанников. Педагогу в овладении здоровьеформирующими компетенциями может способствовать использование метода электрофотоники, основанного на эффекте Кирлиан.

Метод электрофотоники позволяет проводить анализ психофизического состояния человека на уровне регистрации энергии в конкретных органах или системах (9).

«Изобретение супругов Кирлиан даёт в руки науки возможность приступить с помощью аппаратов к изучению невидимых глазу излучений человеческого тела. Из области слепой веры многие факты переходят в область, доступную научному анализу и исследованию» (8).

Использование метода электрофотоники для мониторинга здоровья позволяет педагогам учиться правильно оценивать своё психофизическое состояние, сформировать внутреннюю картину здоровья и эффективно использовать приёмы для его улучшения. Нами были проведены

исследования обучающихся параллели 1-х классов. Учителя в параллели работали по разным программам. Была выявлена определённая динамика показателей в течение учебного года и связь энергетического состояния педагога с энергетическим состоянием детей (рис.1).

Рис. 1. Динамика показателей ГРВ-грамм обучающихся параллели 1-х классов

Проведённые нами исследования показали зависимость между состоянием здоровья учителя, стилем его преподавания и показателями психофизического состояния учеников. Если ребёнку не комфортно или от педагога исходят угрозы, грубость, наказания, ущемление достоинства, то результаты у детей снижаются. Особенно чётко просматривается это в среднем звене и старших классах: от какого педагога с любого урока возьми и результат будет в норме, если ребёнок не болеет или если ребёнок даже здоров, но у педагога авторитарный стиль преподавания, то результат будет в зоне энергодефицита.

Урок — для ребёнка это часть его жизни, проходящая в общении с учителем. «Диалогическая культура урока выражается во взаимном согласии, во взаимопонимании, во взаимном проникновении; тенденции к постоянному закреплению и углублению духовной общности; в равноправии и свободе, в сотрудничестве; в сердечности отношений, в искренности, сорадости, сопереживании» (Ш.А. Амонашвили).

В.В. Розанов писал, что нормальное учение должно так же мало утомлять, оно должно также проситься, искаться учеником, как еда, как воздух; и важно иметь учение трудное, не дающееся сразу, вызывающее на борьбу с собой. При совместном творящем вдохновлённом уроке и обоюдной плодотворной работе энергетические поля учителя и учеников увеличивались (рис. 2).



А)                       До урока                                                                        После урока

Б)                          До урока                                                             После урока

Рис. 2. Динамика изменения энергетического поля: А) учителя в процессе плодотворной работы на уроке; Б) обучающегося под влиянием плодотворной работы на уроке

«Урок – это когда ребёнок набирает света» (Ш.А Амонашвили). Этими словами мы находим объяснение происходящих изменений во время вдохновлённой творческой работы ребёнка на уроке (рис.2).
При дисгармоничных отношениях в процессе урока между учителем и обучающимися размер энергетических полей уменьшается (рис.3).

                                      До начала урока

                               После конфликта на уроке

Рис. 3. Динамика энергетического поля обучающегося под влиянием конфликта на уроке

В течение учебного дня, при правильно организованном режиме работы, потенциал детей удерживается на хорошем уровне, незначительно снижаясь к последнему уроку. Результаты обследования обучающихся методом электрофотоники доводились до учителей, позволяя им оценить и скорректировать влияние стиля своего преподавания на психофизическое состояние детей. При снижении ГРВ-показателей у детей на уроке было выявлено снижение активности внимания, памяти и в целом работоспособности. По тесту Люшера также снижались работоспособность, росла тревожность. Обучающиеся отмечали утомление, снижение настроения, а учитель жаловался на ухудшение состояния, снижение настроения, работоспособности, появление усталости. Отрицательные образы со школьных лет сохраняются в памяти ребёнка, и при воспоминаниях, в дальнейшем, также вызывают снижение показателей ГРВ-грамм.

В случае завершения педагогом уроков на хорошем подъёме сил (в высоком энергетическом состоянии), но так как удерживать это состояние организму длительное время трудно, да и не нужно, поэтому через 10 - 15 минут начинается естественное снижение энергетического потенциала возможно до выраженного энергетического дефицита (спад) если педагог не владеет саморегуляцией (рис.4).

                Начало рабочего дня

                 Завершение рабочего дня

Рис. 4. Динамика энергетического поля учителя к окончанию рабочего дня

Предупредить снижение энергетического потенциала педагогу позволит формирование здорового стиля жизни, основными компонентами которого являются: режим дня, двигательная активность, режим питания, питьевой режим, закаливание, отказ от вредных привычек, психологическое благополучие. Не менее значимое направление – актуализация внутренних – духовных, душевных, телесных – ресурсов педагога. Под актуализацией духовных ресурсов в данном случае понимается осознание педагогом своей здоровьесозидающей миссии в контексте социально-значимого педагогического труда и гуманистической направленности профессии, самонастрой своей деятельности и жизни на доброе и светлое. Самые естественные и доступные для учителя способы - сердце сделать добрым, ум сделать мудрым, осознать благородство выбранного пути и высочайшую ответственность перед Творцом. Актуализация душевных ресурсов – это развитие когнитивных, волевых, эмоциональных и психофизиологических возможностей педагога, необходимых для преодоления стрессовых ситуаций. Актуализация телесных ресурсов – это сохранение и укрепление соматического, физического и репродуктивного здоровья, а также раскрытие функциональных резервов организма. И еще одно важное направление – самосовершенствование в здоровьеформирующей и здоровьесозидающей профессиональной деятельности, что предполагает приобретение соответствующих профессиональных знаний, навыков, умений и опыта, а также формирование валеологической компетенции – способности и готовности педагога к их практическому использованию.

Использование метода электрофотоники для массового обследования обучающихся в школе с разрешения родителей и согласия детей и администрации школы показали следующие результаты.
Детям информация доносится по принципу природосообразности. В начальной школе говорим о солнышках и окружающих их лучиках. И каждый ребёнок есть солнышко, а специальные фотоаппараты могут сфотографировать их лучики. Если солнышку хорошо и нет «тучек» (плохих мыслей), то солнышко окружают ровные красивые лучики. При наличии «тучек» (плохих мыслей, болезни) у солнышка лучиков очень мало. Дети быстрее нас взрослых принимают результаты исследований и стараются улучшить их, если что-то не нравится в «фотографии лучиков».
В силу своей непосредственности, дети сразу хотят, чтобы у их «солнышек» были красивые большие лучики. В процессе исследований были подобраны простые, но эффективные приёмы: практика «Улыбки», спиральная гимнастика (рис. 5) .

Рис. 5. Изменение общей площади засветки: А - при выполнении практики «Улыбка»;

                                      Б - при выполнении спиральной гимнастики
     Экспресс-методы эффективно корректирующие изображение энергополя усваиваются детьми быстрее и используются более продуктивно по сравнению с взрослыми. Чем раньше с ребёнком начинается работа, тем быстрее он овладевает приёмами самокоррекции своего психофизического состояния.
Динамика результатов электрофотоники обучающихся 4Б класса, проводимая с начала обучения детей в школе, позволяла учителю проводить здоровьеукрепляющую работу с учётом их индивидуальных потребностей. Как следствие, неуклонно возрастало число детей с результатами в пределах нормы. Снизилось число детей с низкими результатами ГРВ-графии и нет детей в энергодефицитном состоянии (рис. 6). В нашей работе к 4 классу дети становятся «профессорами» по своему здоровью. При съёмке, если ребёнку не нравится «фотография лучиков», он говорит: «Подождите, я приведу себя в порядок!». При повторной съёмке если ребёнок не болеет, то результат, как правило, значительно улучшается.
«Ответственность за свои мысли и слова. Мысль есть могущественная творящая энергия – как созидательная, если она светлая, так и разрушительная, если она темная. Воспитывать в каждом ребёнке ответственность за свои мысли и слова, воспитывать добромыслие, ясномыслие и т.д. (Ш.А. Амонашвили).

Рис. 6. Динамика показателей электрофотоники у обучающихся 4 Б класса
Педагог, на основании мониторинга психофизиологического состояния обучающихся методом электрофотоники, видит практически все проблемные зоны ребёнка в физической, психологической и социальной сферах. Это является большой помощью ему в работе и позволяет найти тот единственно правильный индивидуальный подход к каждому ребёнку и при регулярном мониторинге отслеживать эффективность проводимой работы. Ш.А. Амонашвили отмечает, что мы должны осознать, что перед нами «Целостная сущность ребёнка: он есть полнота двух природ – духовной и материальной, в которых ведущей является Природа Духовная. Исходя из этого, рождается новый фундаментальный принцип: весь
педагогический процесс должен строиться сообразно целостной сущности Ребёнка, а не только его материальной природе».
Стабилизируя своё психофизическое состояние через соблюдение режима труда и отдыха, сна и питания, выполнения посильной физической нагрузки, соблюдение психоэмоциональной гигиены ребёнок сам включается в процесс созидания своего здоровья. «Сдвиги сознания
трудно даются, но против научных открытий нельзя уже будет восстать и отвергать неотрицаемое, то есть несомненное. Придётся и психику перестраивать соответственно и образ жизни» (8).
Результаты исследований Н.Н. Малярчук, Л.М. Митиной и других ученых свидетельствуют, что происходит улучшение здоровья не только педагогов (формирование у них позитивного образа собственного «Я» в профессиональном сознании, нормализация самочувствия (уменьшение интенсивности признаков эмоционального выгорания и вегетосоматических симптомов), сокращение обострений хронических заболеваний (гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, остеохондроза и др.), выстраивание собственной «тропы индивидуального здоровья», разработка и применение авторских способов ЗСД), но и воспитанников (рост уровня и индекса их здоровья, освоение ими здорового стиля поведения). Таким образом, мониторинг психофизического состояния с помощью метода электрофотоники можно использовать как научно-обоснованную базу для построения индивидуальных технологий сохранения психофизического здоровья школьников, учителей, родителей в процессе обучения. Следовательно, корректируя внутреннюю картину здоровья в сторону приоритета гуманистических ценностей, можно добиться изменения человеком своего образа жизни на здоровьесозидающий. Именно этот результат освоения основной образовательной программы проходит лейтмотивом через федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения, что еще раз убеждает нас в том, что формирование здоровья в образовательной организации следует рассматривать в контексте педагогической позиции.

Выводы
1. Мониторинг психофизиологического здоровья методом электрофотоники позволяет педагогу учиться объективно управлять процессом своего личного и профессионального совершенствования в
области здоровья, развивать свою мотивацию на здоровьесозидающую профессиональную деятельность, развивать профессиональные компетенции в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников.
2. Создание положительного микроклимата в образовательном процессе учреждения проявляется в повышении и стабилизации показателей электрофотоники, которые отражают повышение активности, работоспособности, уменьшение тревожности, улучшение настроения, позитивное мышление.
3. Использование педагогом результатов мониторинга в модульной образовательной программе по формированию, охране и укреплению здоровья школьников, интегрированной в различные образовательные курсы и внеурочную работу совместно с родителями, подводит к деятельностному подходу детей по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
4. Администрация школы получает возможность объективно анализировать динамику психофизического состояния всех участников образовательного процесса и эффективность проводимой с детьми здоровьесозидающей работы.
Литература.
1. Амонашвили, Ш.А. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской / Ш.А. Амонавили. – М. 2003. - 304 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Спешите, дети, будем учиться летать /Ш.А. Амонашвили. – М. 2005. – 48 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Урок – это когда ребёнок набирает света www.myudm.ru/interview/amonashvili
4. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. Учитель /Ш.А. Амонашвили. – Амрита-русь, 2013. – 288 с.
5. Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома: Практическое пособие /В.Ф. Базарный. – М.: АРКТИ, 2005. – 176 с.
6. Булатова, Т.Е. Формирование ценности здорового образа жизни для здоровья на основе метода газоразрядной визуализации /Т.Е. Булатова,- Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Здоровьесберегающие технологии в образовании». – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2010. – С. 29 - 31.
7. Булатова, Т.Е. Мониторинг адаптации психофизиологических функций у детей к учебным нагрузкам / Т.Е. Булатова // Тез. докладов 21 съезда физиологического общества им. И.П.Павлова.- М.-Калуга, 19-25 сентября.- Калуга: Бест-принт, 2010.- С.88.
8. Грани Агни Йоги. 1963 г. Май 16. - Новосибирск: Издательство «ППК «Полиграфист». Предприятие «Алгим», 1994.- 320 с.
9. Коротков, К.Г. Основы ГРВ биоэлектрографии. СПб: СПбГИТМО(ТУ), 2001. – 360с.

Вход в систему