Т.Е. Булатова, ГАОУ ДПО ИРОСТ, г. Курган, Россия
Использование возможностей комплексного метода газоразрядной визуализации (ГРВ-графии), отражающего соотношение процессов вегетативной регуляции человека, позволяет оценить психофизическое состояние на уровне регистрации энергии в конкретных органах или системах, а соответственно выявить воздействие на человека всех факторов окружающей среды, эффективность проводимой саморегуляции (10).
Проведённая исследовательская работа совместно с ООО «КТИ» (г. Санкт-Петербург) на базе образовательных учреждений Курганской области позволила выделить четыре основных направления в эффективном использовании метода ГРВ-графии в работе с участниками образовательного процесса: мониторинг психофизиологического состояния обучающихся и учителей; мониторинг внутрисемейных отношений и их коррекция; оценка здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения; использование полученных при мониторинге результатов ГРВ-графии врачами-педиатрами для анализа динамики состояния здоровья обучающихся (2,3,8,9)
Выявилась высокая эффективность использования метода при формировании культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся. Дети познают окружающий мир на своём опыте. Понятие «здоровье» для человека становится актуальным тогда, когда возникает болезнь. Ребёнку, в связи с недостаточностью опыта, сложнее отделить ощущение состояния здоровья от состояния предболезни и болезни. Метод ГРВ-графии позволяет определить в каком состоянии находится организм и выработать по ощущениям, чувствам, эмоциям самооценочную шкалу психофизического самочувствия человека. Получив, как эталон, реальное ощущение здоровья, подтвержденное результатами исследований, остаётся закрепить это чувство и стремиться находиться в нём постоянно. Для поддержания этого чувства здоровья возникает необходимость правильно «эксплуатировать» свой организм – вести здоровый образ жизни. Регулярные обследования детей позволяют скорректировать самооценочную шкалу и лучше закрепить ощущение здоровья в организме. Проводимая совместная работа родителей и специалистов системы образования с использованием результатов обследования детей методом ГРВ-графии позволяет более продуктивно работать по направлению формирования культуры здорового образа жизни обучающихся (4,5,11).
Анализ динамики показателей ГРВ-графии учеников 4 Б класса, используемый с начала обучения детей в гимназии, отражает результаты проводимой здоровьесберегающей работы в образовательном учреждении, семье ребёнка и успешность формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся (6,7). При правильно организованном учебном и воспитательном процессах неуклонно возрастает число детей с результатами ГРВ-графии в пределах нормы (рис.1).
Рис. 1. Динамика показателей ГРВ-грамм обучающихся 4 Б класса
Снижается число детей с результатами ГРВ-графии ниже возрастной нормы (энергодефицитное состояние) или граничащие с нормой (пограничное состояние). При сопоставлении результатов ГРВ-графии с результатами психологического тестирования и количеством дней пропущенных по болезни выявляется определённая обратная корреляция. Чем ближе показатели ГРВ-графии к верхней границе коридора нормы, тем меньше дней пропущено по болезни.
В 1 классе проводилось 3 обследования учащихся: 1 исследование осенью (начало октября) после периода адаптации к обучению в школе; 2 исследование зимой (в феврале, перед дополнительными каникулами для первоклассников); 3 исследование - весной (в мае, перед проведением итоговых годовых работ). В течение всего учебного года только 6 первоклассников (21 %) из 28 имели результаты в пределах нормы. Классному руководителю были даны рекомендации по адаптации каждого ребёнка к учебному процессу. К завершению первого учебного года результаты детей значительно улучшились (табл. 1). У 21 ребёнка (75%) результаты пришли в норму.
Таблица 1.
Динамика результатов у детей в течение учебного года и по классам
Класс | Показат норма | 1 съемка (осенью) | 2 съемка (зимой) | 3 съемка (весной) | ||||||
Всего в норме | Погра- ничное | Дефи- цит | Всего в норме | Погра- | Дефи- цит | Всего в норме | Погра- ничное | Дефи- цит | ||
1 | 6 | 15 | 6 | 7 | 15 | 7 | 6 | 21 | 2 | 5 |
2 | 16 | 19 | 2 | 7 | нет съемки | 20 | 5 | 3 | ||
3 | 21 | 22 | 4 | 2 | нет съемки | 22 | 3 | 3 | ||
4 | 25 | 25 | 2 | - | нет съемки | 27 | - | - |
Список литературы:
1. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. Учитель /Ш.А. Амонашвили. – Амрита-русь, 2013. – 288 с.
2. Булатова Т.Е. Оценка психоэмоционального состояния гимназистов методом газоразрядной визуализации /Т.Е. Булатова //Педагогическое Зауралье. – 2006. - № 4. – С. 64-67.
3. Булатова, Т.Е. Оценка эффективности физических упражнений методом газоразрядной визуализации / Т.Е. Булатова, Ю.В. Котов // Инновационные процессы в физическом воспитании: Мат. межрег. пед. чтений (18 апреля 2007 г.) /Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2007. – С. 410 - 411.
4. Булатова, Т.Е. Мониторинг психофизиологического состояния обучающихся с использованием метода газоразрядной визуализации / Т.Е. Булатова, Т.В. Попова, М.Н. Тарасова, Л.И. Иванова // Наука. Информация. Сознание. Тезисы Международного научного конгресса по ГРВ биоэлектрографии. – С-Петербург, 2007. – С. 35 – 37.
5. Булатова, Т.Е., Оценка эффективности психофизической саморегуляции в сохранении здоровья учащихся / Т.Е. Булатова // ХХ съезд Физиологического общества им. И.П. Павлова. Тезисы докладов.– М.: Издательский дом «Русский врач», 2007.–С.164
6. Булатова, Т.Е. Формирование ценности здорового образа жизни для здоровья на основе метода газоразрядной визуализации /Т.Е. Булатова ,- Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Здоровьесберегающие технологии в образовании». – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2010. – С. 29 - 31.
7. Булатова, Т.Е. Мониторинг адаптации психофизиологических функций у детей к учебным нагрузкам / Т.Е. Булатова // Тез. докладов 21 съезда
физиологического общества им. И.П.Павлова.- М.-Калуга, 19-25 сентября.- Калуга: Бест-принт, 2010.- С.88.
8. Булатова, Т.Е. Динамика показателей ГРВ-графии обучающихся Курганской обласи с 1 по 11 класс / Т.Е. Булатова // Наука. Информация. Сознание. Тезисы Международного научного конгресса по ГРВ биоэлектрографии. – С-Петербург, 2011.
9. Булатова, Т.Е. Перспективные направления использования метода ГРВ-графии в системе образования/ Т.Е. Булатова// Тезисы ХVII Международного научного конгресса «Наука. Информация. Сознание». 5-7 июля, 2013, г. Санкт-Петербург., 2013. - С. 73-76.
10. Коротков К.Г. Основы ГРВ биоэлектрографии / К.Г. Коротков. - СПб: СПбГИТМО(ТУ), 2001. – 360с.
11. Попова Т.В. Личностно-ориентированный коррекционный подход к оздоровлению учащихся / Т.В. Попова, Т.Е. Булатова, М.Н.Тарасова, Л.И. Иванова, И.А. Иванова //Наука.Информация.Сознание. Тезисы Х Международного научного конгресса по ГРВ биоэлектрографии. – С-Петербург, 2006. – С. 146 – 149