Фотогалерея

Перспективы использования метода газоразрядной визуализации в образовании

Т.Е.Булатова Россия, Курган, ГАОУ ДПО  ИРОСТ,  bulat_t@list.ru

Перспективность использования метода газоразрядной визуализации (ГРВ-графии) при формировании культуры здорового и безопасного образа жизни выявилась у обучающихся. Дети познают окружающий мир на своём опыте. Понятие «здоровье» для человека становится актуальным тогда, когда возникает болезнь. Ребёнку, в связи с недостаточностью опыта, сложнее отделить ощущение состояния здоровья от состояния предболезни и болезни. Метод ГРВ-графии позволяет определить в каком состоянии находится организм и выработать по ощущениям, чувствам, эмоциям самооценочную шкалу психофизического самочувствия человека. Получив, как эталон, реальное ощущение здоровья, подтвержденное результатами исследований, остаётся закрепить это чувство и стремиться находиться в нём постоянно. Для поддержания этого чувства здоровья возникает необходимость правильно «эксплуатировать» свой организм – вести здоровый образ жизни. Регулярные обследования детей позволяют скорректировать самооценочную шкалу и лучше закрепить ощущение здоровья в организме. Проводимая совместная работа родителей и специалистов системы образования с использованием результатов обследования детей методом ГРВ-графии позволяет более продуктивно работать по направлению формирования культуры здорового образа жизни обучающихся [3].   Проведённая исследовательская работа совместно с ООО «КТИ» (г. Санкт-Петербург) на базе образовательных учреждений Курганской области позволила выделить четыре перспективных  направления в эффективном использовании метода ГРВ-графии в работе с участниками образовательного процесса [2,5].  
Первое направление – мониторинг психофизиологического состояния обучающихся и учителей содержит в себе следующие разделы:
- изучение возможностей использования метода газоразрядной визуализации в мониторинге психофизиологического состояния обучающихся в течение учебного года;  
- определение и мониторинг психофизиологической готовности ребёнка к осуществлению познавательных процессов и деятельности;
- динамика ГРВ-грамм учителей в течение учебного дня, года для профилактики «профессионального выгорания»;
- зависимость динамики показателей ГРВ-грамм от типа темперамента исследуемого и влияния личностно-значимых ситуаций;
- влияние эстетического оформления пространства, цвета, музыки, украшений, макияжа, приёма пищи на показатели ГРВ-графии в зависимости от типа темперамента исследуемого;
- подбор и апробация экспресс-методов гармонизации психофизиологического состояния обучающихся.
Второе направление - использование метода газоразрядной визуализации в работе с семьёй определилось при исследованиях:
- влияний межличностных отношений матерей и их детей;
- влияний межличностных отношений отцов и их детей;
- взаимного влияния в семье супругов;
- динамики параметров ГРВ биоэлектрографии при воспоминаниях о взаимоотношениях с мамой в детстве;
- мониторинга здоровьесберегающей работы семьи.
Третье направление - оценка здоровьесберегающей деятельности школы традиционными методами и методом ГРВ-графии:
- оценка эффективности организации здоровьесберегающей работы в образовательном учреждении по результатам мониторинга психофизиологического состояния обучающихся;
- влияние программ, методик, техник, способов, приёмов, подходов и психоэмоциональных условий обучения, используемых педагогами, на динамику показателей ГРВ-графии
Четвёртое направление - использование врачами-педиатрами полученных при мониторинге результатов ГРВ-графии для анализа состояния здоровья обучающихся и выявления наличия предрасположенности к заболеваниям или обострению на данный момент, вследствие малой заинтересованности медицинских работников, у нас развивается медленно.

Результаты исследований.  
При подведении итогов первого исследования психофизического состояния обучающихся в начальной школе были получены следующие результаты.
Только 36 % школьников имели показатели газоразрядной визуализации в пределах относительной нормы, у 47 % выявили энергодефицитное состояние, у 17 % - состояние в зоне риска (на границе нормы). Результаты психологического тестирования, в частности, показатели оценки самочувствия теста Дембо-Рубинштейн,  имели положительную корреляцию с показателями ГРВ-графии. Школьники, характеризующие своё состояние как усталости, сниженного настроения, слабости имели низкие показатели ГРВ-графии. По тесту Айзенка на момент исследования у них преобладали холерический и меланхолический типы темперамента. С каждым исследуемым была проведена беседа по результатам тестирования и даны рекомендации по соблюдению режима дня, питания, выполнению физической зарядки, положительному самонастрою. Проведены беседы с родителями по результатам исследования, даны индивидуальные консультации и рекомендации. До администрации школы, классных руководителей доведены общие результаты исследования и совместно скорректированы программы по  обучению и формированию устойчивых стереотипов здорового образа жизни, чтобы знания не только закреплялись, но и реализовались в поведении[4].          
Роста результатов удалось достичь благодаря совместной работе учителя, родителей и детей. Родители помогали ребёнку в выполнении режима дня и питания, физической нагрузке, положительном настрое. Учитель выстраивал оптимально учебный процесс и индивидуально помогал детям скорректировать своё состояние. Дети стремились через ведение здорового образа жизни получить «красивые» изображения  свечения своего энергетического поля.
При обследовании через 5 месяцев целенаправленной работы по здоровьесбережению 83 % детей имели показатели в пределах нормы [6].
При проведении анализа динамики показателей ГРВ-графии учеников 4 Б класса, обследуемых с начала обучения детей в гимназии, можно видеть результаты проводимой здоровьесберегающей работы в образовательном учреждении, семье ребёнка и успешность формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся [6]. При правильно организованном учебном и воспитательном процессах неуклонно возрастает число детей с результатами ГРВ-графии в пределах нормы. Снижается число детей с результатами ГРВ-графии ниже возрастной нормы (энергодефицитное состояние) или граничащие с нормой (пограничное состояние). При сопоставлении результатов ГРВграфии с результатами  психологического тестирования и количеством дней пропущенных по болезни выявляется определённая обратная корреляция. Чем ближе показатели ГРВ-графии к верхней границе коридора нормы, тем меньше дней пропущено по болезни.  
В 1 классе проводилось 3 обследования учащихся: 1 исследование  осенью (начало октября) после периода адаптации к обучению в  школе; 2 исследование зимой (в феврале, перед дополнительными каникулами для первоклассников); 3 исследование - весной (в мае, перед проведением итоговых годовых работ).  В течение всего учебного года только 6 первоклассников  (21 %) из 28 имели результаты в пределах нормы. Классному руководителю были даны рекомендации по адаптации каждого ребёнка к учебному процессу. К завершению первого учебного года результаты детей значительно улучшились (табл. 1). У 21 ребёнка (75%) результаты пришли в норму.


Показатель1 съемка (осенью)2 съемка (зимой)3 съемка (весной)
Класснорма в теч.
уч. года
Всего в
норме
Погра-
ничное
ДефицитВсего в
норме
Погра-
ничное
Дефиц.Всего в
норме
Погра-
ничное
Дефиц.
16156715762125
2161927---2053
3212242---2233
425252----27--

Во втором классе уже 16 детей (57 %) имели результаты в пределах нормы в течение всего учебного года. В третьем классе 21 ребёнок (79 %) имели результаты в пределах нормы. В четвёртом классе на начало учебного года 25 детей (93 %) имели результат в пределах нормы, а к завершению года результат улучшился до нормы у всех обучающихся в классе.

По результатам исследования выявлено, что наиболее энергозатратным для детей является адаптация к учебному процессу в начале учебного года (табл.1). При первом обследовании, в начале учебного года, выявлено большее число детей в пограничном и энергодефицитном состоянии (табл. 1). При проведении индивидуальной и групповой работы с обучающимися, по вопросам ведения здорового образа жизни, и реального отражения результативности этой работы методом ГРВ-графии, учащиеся быстро овладевают приёмами самокоррекции своего психофизиологического состояния. Дети к завершению 4 класса становятся «профессорами» своих энергополей. Могут привести в норму энергополе, управляя им на мысленном уровне
У обучающихся воспитывается ответственность за свои мысли и слова. Мысль есть могущественная творящая энергия – как созидательная, если она светлая, так и разрушительная, если она темная. Воспитывать в каждом ребёнке ответственность за свои мысли и слова, воспитывать добромыслие, ясномыслие и т.д. [1].
При ведение мониторинга психофизиологического состояния обучающихся методом ГРВ-графии были получены результаты, выявляющие практически все проблемные зоны ребёнка в физической, психической и социальной сферах. При исследовании каждый ученик получал индивидуально подобранные техники и методики, позволяющие корректировать его состояние. При выявлении энергодефицитного состояния,  рекомендуют меры коррекции режима дня (выспаться, отдохнуть, позавтракать, сделать зарядку); при повторном выявлении энергодефицитного состояния родителям рекомендуется обратиться с ребёнком к педиатру.
Таким образом, мониторинг психофизического состояния с помощью метода ГРВ-графии позволил выстраивать индивидуальные маршруты сохранения психофизического здоровья школьников в процессе обучения на научно-обоснованной базе [7]. Соблюдение режима дня, рациональное питание, физическая нагрузка, положительный психологический настрой способствовали стабилизации результатов ГРВ графии. Внедрение программы психофизической коррекции в начальной школе приводит как к снижению заболеваемости, так и повышению успеваемости учащихся,  повышению мотивации к ведению здорового образа жизни. 
Использование метода газоразрядной визуализации в модульной образовательной программе по охране и укреплению здоровья школьников, интегрированной в различные образовательные курсы и внеурочную работу совместно с родителями, подводит к деятельностному подходу детей по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Дети приобретают опыт рационального, здорового и безопасного образа жизни.  Администрация школы получает возможность объективно анализировать работу учителей и родителей по проведению воспитательной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей работы.

Список литературы:  
1. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. Учитель /Ш.А. Амонашвили. – Амрита-русь, 2013. – 288 с.  2. Коротков, К. Г. Основы ГРВ-биоэлектрографии / К.Г. Коротков. - СПб., 2001.- 358 с. 3. Булатова, Т.Е. Метод газоразрядной визуализации в оценке психофизического состояния гимназистов / Т.Е. Булатова, Л.И. Иванова // Инновационные процессы в образовании: Сб.  науч. ст. / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2006. – С. 83 – 87. 4. Попова, Т.В. Личностно-ориентированный коррекционный подход к оздоровлению    учащихся / Т.В. Попова, Т.Е. Булатова, М.Н. Тарасова, Л.И. Иванова, И.А. Иванова // Наука. Информация. Сознание. Тезисы Международного  научного конгресса по  ГРВ биоэлектрографии. – СПетербург, 2006. –  С. 146 – 149.
5. Булатова, Т.Е. Мониторинг психофизиологического состояния обучающихся с использованием метода газоразрядной визуализации / Т.Е. Булатова, Т.В. Попова, М.Н. Тарасова, Л.И. Иванова, И.А. Иванова // Наука. Информация. Сознание. Тезисы Международного научного конгресса по ГРВ биоэлектрографии. – С-Петербург, 2007. –  С. 35 – 37. 6. Булатова, Т.Е. Использование метода газоразрядной визуализации при формировании культуры здорового образа жизни обучающихся / Т.Е. Булатова, // Наука. Информация. Сознание. Тезисы Международного научного конгресса по ГРВ биоэлектрографии. – С-Петербург, 2014. –  С. 7 – 11. 7. Булатова, Т.Е., Оценка эффективности психофизической саморегуляции в сохранении здоровья учащихся / Т.Е. Булатова // ХХ съезд Физиологического общества им. И.П. Павлова. Тезисы докладов. – М.: Издательский дом «Русский врач», 2007. – С. 164.

PROSPECTS OF USING OF THE METHOD  GRV IN EDUCATION There are 4 basic branches in the efficient usage of the method GDV in educational.  1. Monitoring of psycophysical state of the students and teachers. 2. Working with the family. 3. Appriciation of healthy work in school. 4. Using of the results in the work of the pediatry –doctors. 

 

Вход в систему