При разработке алгоритмов компьютерной пульсовой диагностики «ВедаПульс» я использовал идеи знаменитого аюрведического врача и популяризатора Аюрведы на западе — директора Аюрведического Института в США доктора Васанта Лада. А недавно мне довелось встретиться с ним лично в штаб-квартире его института в городе Альбукерка, штат Нью-Мехико и продемонстрировать в работе мой прибор.
Этой судьбоносной встрече предшествовал долгий путь. В 2005 году после защиты диссертации мне попалась в руки книга Васанта Лада «Диагностика по пульсу». В этот период я достаточно плотно занимался различными электрофизиологическими методами диагностики и одновременно в течении нескольких лет изучал Аюрведическую медицину. Тогда и возникло у меня четкое ощущение создать инструментальный аналог субъективных подходов в пальпаторной пульсовой диагностике, сделав диагностику объективной и количественно измеряемой. В настоящее время во многих западных странах (в частности Германии, США) происходит легализация статуса Аюрведической медицины. К сожалению, в России этот процесс находится на начальном этапе. Возникает очень важный вопрос о разработке стандартов и подходов, основанных на объективных методах диагностики, что необходимо для законодательного признания традиционной Аюрведы и включения её в страховую медицину.
Поэтому я принял решение — сделать ставку на метод вариабельности ритма сердца, который уже признан официальной медициной, как в западных странах, так и в России. Это стало одной из важных причин, почему, разрабатывая компьютерный алгоритм — аналог пальпаторной диагностики, я за основу взял именно этот метод. Как оказалось позже, мой выбор оказался верным.
Долгое время, вдохновляясь единственной доступной книгой и зачитывая её буквально до дыр, я искал возможность встретиться с этим человеком лично. Меня вдохновлял его подход — не просто интеграция Аюрведы в понятия западной медицины (это тупиковый путь, который выхолащивает суть Аюрведы, так, например, произошло с западной рефлексотерапией), скорее, наоборот — описание хорошо изученных западной медициной физиологических процессов в аутентичных понятиях Аюрведы. Именно, воспринимая современные принципы естествознания, на которых основаны медико-биологические дисциплины, через призму идеологии Аюрведы, возникают новые направления развития самой Физиологии как философии медицины — возвращается утерянная одухотворённость, появляется понимание многомерности бытия человека.
Справка
Васант Лад соединил знания аллопатической западной медицины и философию Аюрведы. Он закончил в 1968 году Университет в городе Пуне и получил диплом бакалавра аюрведической медицины по терапии и хирургии (BAMS), позже он получил звание мастера аюрведических наук (MASC), закончив аспирантуру в аюрведческом институте Тикала в Пуне. В течение нескольких лет он работал ведущим специалистом и главным врачом в Аюрведической больнице Пуны, параллельно преподавая клиническую медицину в медицинском аюрведическом колледже при университете. В 1984 году с единомышленниками он организовал Аюрведический институт в Альбукерке (США, Нью-Мехико), получив напутствие от своего духовного учителя распространять традиционные знания Аюрведы на Западе.
В настоящее время его Аюрведчиеский институт занимает четыре отдельно стоящих здания. В первом из них расположен административный офис, библиотека и фармацевтический отдел, где происходит фасовка лекарственных растений для пациентов. Во втором располагаются классные комнаты для студентов института и издательство. В третьем – клиника с отделением панчакармы. В четвёртом – залы для йоги и медитации.
Разговаривая с учениками Васанта Лада, многие из которых являются лекторами его образовательного курса по Аюрведе, я выяснил, что он давно мечтает, чтобы кто-нибудь из его последователей разработал прибор для чтения пульса, чтобы объективизировать процесс обучения и стандартизировать подходы к назначению терапии. Ведь известно, что если три Вайдья будут измерять пульс у одного пациента — они будут иметь три разных заключения, соответствующих их уровню знания и восприятия. Вот почему NAMA так сильно нуждается в признанной всем мировым сообществом технологии, которая бы оценивала состояние здоровья пациента в принципах и терминах Аюрведы объективно.
Несколько специалистов из различных университетов США много раз приезжали к Васанту Ладу, чтобы продемонстрировать свои разработки. Не приуменьшая их возможностей, эти разработки, к сожалению, были отвергнуты, так как либо биофизический принцип их работы не соответствовал общепринятым концепциям естествознания, либо конечные результаты диагностики были представлены в терминах, далеких от Аюрведы.
Перед аудиенцией у Васанта Лада я испытывал некоторое волнение. Я понимал, что эта встреча будет лакмусовой бумажкой, проверкой валидности моей технологии. Многие специалисты аюрведы задаются вопросом насколько алгоритмы определения функционального состояния и конституциональных особенностей пациентов при работе на «ВедаПульсе» соответствуют аутентичным приёмам пульсовой диагностики, принятым в Аюрведе. Ведь в основе классической пульсовой диагностики лежит пальпация — прощупывание подушечками пальцев механических явлений, возникающих при движении крови по крупным сосудам — пульсовой волны, а в «ВедаПульсе» используется кардиоинтервалография — то есть анализируется иной физический фактор — вариабельность ритма сердца.
Этот же вопрос был задан мне администратором института Wynn Werner в кабинете Васанта Лада. А ответ на этот вопрос дал сам Васант Лад: «сердце, это мистический орган, который связывает все наши тела. Это чувствительный барометр, который сканирует состояние всего организма и формирует фенотип пульсовой волны при разных состояниях».
Тем самым он подтвердил правильность моего решения, принятого в 2005 году — исследовать исходный ритм сердца. Васант Лад спросил меня, как мы расшифровываем язык сердца, и когда услышал, что используется HRV-метод, сказал, что это надёжный и признанный на западе метод (HRV — сокращение от Heart rate variability — вариабельность ритма сердца). Дело оставалось за малым – провести сопоставление результатов его диагностики и данных АПК ВедаПульс.
Трудность в постановке диагноза у обследуемого добровольца оказалась в том, что симптомы, на которые он жаловался, на первый взгляд не совпадали с определенной Викрити. И диагностика, проведенная Васант Ладом и на «ВедаПульсе» показали высокую Питту и субдоминантную Вату. А пациент жаловался на тяжесть в желудке и ощущение несварения пищи. И это при высокой Питте!
Ответ скрывался в анализе вкладки СубДош.
Бросается в глаза сильное напряжение в Кледака Капха. (Кледака Капха — это увлажняющая влага. Располагается в желудке в виде секретов слизистой оболочки, отвечает за разжижение пищи и за первую стадию пищеварительного процесса)
Сильное напряжение этой СубДоши указывает на то, что функция пищеварения нарушена. Кроме этого, наблюдалась низкая Самана Вата, участвующая в нервной регуляции пищеварения. (Самана Вата — находящийся посередине или уравновешивающий воздух. Концентрируется в тонком кишечнике и представляет собой нервную силу, управляющую пищеварительной системой.)
Главный вывод, который мы можем сделать — напряжение в Кледака Капха и слабость Самана Вата, все это привело к ослаблению Агни (состояние метаболизма и огня пищеварения). А это уже ключевой момент диагностики. Так как для того, чтобы вылечить человека необходимо восстановить его Агни.
Теперь переходим во вкладку Дхату.
Тут явно бросается в глаза очень истощённое состояние Раса и напряжённое состояние Ракта.
Раса — первая из тканей тела, эссенция переваренной пищи, которая разносится кровью во все ткани организма.
Ракта — вторая из тканей тела, образующаяся из расы в печени и селезёнке, буквально это кровь, но правильнее её ассоциировать с клеточными элементами крови.
Важно, что Раса питает Ракта. Из-за слабости Агни и ухудшения процесса пищеварения, в первую очередь пострадала Раса. А потеряв питание от Раса пострадала и Ракта, что вызывало ее максимальное напряжение. Это напряжение Ракта — ответная реакция на ослабление Раса, попытка организма максимальным напряжением компенсировать ослабленную функцию — транспортировку кровью питательных веществ в органы.
Итак, то, что Агни слабый, мы выявили еще во вкладке Субдоша, когда обнаружили очень сильное напряжение в Кледака Капха, а теперь во вкладке Дхату выявляем, какая именно «ткань» пострадала от слабости Агни — Агни Ракта Дхату в напряженном состоянии.
К таким же выводам пришел и Васант Лад после пальпаторной диагностики. Его диагноз был — Вишама и Манда Агни.
Вишама – это неустойчивый огонь пищеварения, связанный с дисбалансом Вата доши.
Манда Агни – пониженный Агни — бывает при дисбалансе Капха доши.
Еще раз обращу внимание читателей, что из диагностики исключительно Маха Доша, когда определяли Викрити, невозможно было выявить слабость Агни. Только проведя углубленный анализ на уровне СубДоша, стало возможно это сделать. Причем сделать это так убедительно. Предлагаю ещё раз вернуться к скриншоту вкладки СубДоши и внимательно посмотреть на значительное напряжения в Кледака Капха — это явно указывает на главную проблему в функциональном состоянии организма.
В заключение доктор Васант Лад сказал:
— Замечательно! Вы первый учёный, который создал такой точный алгоритм. Всё, что я обнаружил у пациента, смог увидеть ваш прибор. Мне приходилось часто сталкиваться с различными устройствами, которые, как заявлялось, работают на принципах Аюрведы, но ни один из них не удовлетворил моих запросов. Мы обязательно продолжим с вами работу и исследование моих пациентов, чтобы написать серию статей в аюрведических журналах и рассказать о вашем приборе всем специалистам в области Аюрведы.