Фотогалерея

Использование метода газоразрядной визуализации при формировании культуры здорового образа жизни обучающихся.

Т.Е. Булатова, ГАОУ ДПО ИРОСТ, г. Курган, Россия

      Использование возможностей комплексного метода газоразрядной визуализации (ГРВ-графии), отражающего соотношение процессов вегетативной регуляции человека, позволяет оценить психофизическое состояние на уровне регистрации энергии в конкретных органах или системах, а соответственно выявить воздействие на человека всех факторов окружающей среды, эффективность проводимой саморегуляции (10).
      Проведённая исследовательская работа совместно с ООО «КТИ» (г. Санкт-Петербург) на базе образовательных учреждений Курганской области позволила выделить четыре основных направления в эффективном использовании метода ГРВ-графии в работе с участниками образовательного процесса: мониторинг психофизиологического состояния обучающихся и учителей; мониторинг внутрисемейных отношений и их коррекция; оценка здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения; использование полученных при мониторинге результатов ГРВ-графии врачами-педиатрами для анализа динамики состояния здоровья обучающихся (2,3,8,9)
      Выявилась высокая эффективность использования метода при формировании культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся. Дети познают окружающий мир на своём опыте. Понятие «здоровье» для человека становится актуальным тогда, когда возникает болезнь. Ребёнку, в связи с недостаточностью опыта, сложнее отделить ощущение состояния здоровья от состояния предболезни и болезни. Метод ГРВ-графии позволяет определить в каком состоянии находится организм и выработать по ощущениям, чувствам, эмоциям самооценочную шкалу психофизического самочувствия человека. Получив, как эталон, реальное ощущение здоровья, подтвержденное результатами исследований, остаётся закрепить это чувство и стремиться находиться в нём постоянно. Для поддержания этого чувства здоровья возникает необходимость правильно «эксплуатировать» свой организм – вести здоровый образ жизни. Регулярные обследования детей позволяют скорректировать самооценочную шкалу и лучше закрепить ощущение здоровья в организме. Проводимая совместная работа родителей и специалистов системы образования с использованием результатов обследования детей методом ГРВ-графии позволяет более продуктивно работать по направлению формирования культуры здорового образа жизни обучающихся (4,5,11).
      Анализ динамики показателей ГРВ-графии учеников 4 Б класса, используемый с начала обучения детей в гимназии, отражает результаты проводимой здоровьесберегающей работы в образовательном учреждении, семье ребёнка и успешность формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся (6,7). При правильно организованном учебном и воспитательном процессах неуклонно возрастает число детей с результатами ГРВ-графии в пределах нормы (рис.1).

Динамика показателей ГРВ-грамм

Рис. 1. Динамика показателей ГРВ-грамм обучающихся 4 Б класса

      Снижается число детей с результатами ГРВ-графии ниже возрастной нормы (энергодефицитное состояние) или граничащие с нормой (пограничное состояние). При сопоставлении результатов ГРВ-графии с результатами психологического тестирования и количеством дней пропущенных по болезни выявляется определённая обратная корреляция. Чем ближе показатели ГРВ-графии к верхней границе коридора нормы, тем меньше дней пропущено по болезни.
      В 1 классе проводилось 3 обследования учащихся: 1 исследование осенью (начало октября) после периода адаптации к обучению в школе; 2 исследование зимой (в феврале, перед дополнительными каникулами для первоклассников); 3 исследование - весной (в мае, перед проведением итоговых годовых работ). В течение всего учебного года только 6 первоклассников (21 %) из 28 имели результаты в пределах нормы. Классному руководителю были даны рекомендации по адаптации каждого ребёнка к учебному процессу. К завершению первого учебного года результаты детей значительно улучшились (табл. 1). У 21 ребёнка (75%) результаты пришли в норму.

                                                                                               Таблица 1.

Динамика результатов у детей в течение учебного года и по классам

Класс

Показат норма
в течение
учебного года

1 съемка (осенью)2 съемка (зимой)3 съемка (весной)
Всего в
норме
Погра-
ничное
Дефи-
цит
Всего в
норме

Погра-
ничное

Дефи-
цит
Всего в
норме
Погра-
ничное
Дефи-
цит
16156715762125
2161927нет съемки2053
3212242нет съемки2233
425252-нет съемки27--

      Во втором классе уже 16 детей (57 %) имели результаты в пределах нормы в течение всего учебного года. В третьем классе 21 ребёнок (79 %) имели результаты в пределах нормы. В четвёртом классе на начало учебного года 25 детей (93 %) имели результат в пределах нормы, а к завершению года результат улучшился до нормы у всех обучающихся в классе.
      По результатам исследования выявлено, что наиболее энергозатратным для детей является адаптация к учебному процессу в начале учебного года (табл.1). При первом обследовании, в начале учебного года, выявлено большее число детей в пограничном и энергодефицитном состоянии (табл. 1). При проведении индивидуальной и групповой работы с обучающимися, по вопросам ведения здорового образа жизни, и реального отражения результативности этой работы методом ГРВ-графии, учащиеся быстро овладевают приёмами самокоррекции своего психофизиологического состояния. Дети к завершению 4 класса становятся «профессорами» своих энергополей. Могут привести в норму энергополе, управляя им на мысленном уровне.
      Ответственность за свои мысли и слова. Мысль есть могущественная творящая энергия – как созидательная, если она светлая, так и разрушительная, если она темная. Воспитывать в каждом ребёнке ответственность за свои мысли и слова, воспитывать добромыслие, ясномыслие и т.д. (1).
      Использование метода газоразрядной визуализации в модульной образовательной программе по формированию, охране и укреплению здоровья школьников, интегрированной в различные образовательные курсы и внеурочную работу совместно с родителями, подводит к деятельностному подходу детей по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Дети приобретают опыт рационального и здорового образа жизни. Администрация школы получает возможность объективно анализировать динамику психофизического состояния всех участников образовательного процесса и эффективность проводимой с детьми здоровьесберегающей и здоровьеформирующей работы.

Список литературы:
1. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. Учитель /Ш.А. Амонашвили. – Амрита-русь, 2013. – 288 с.
2. Булатова Т.Е. Оценка психоэмоционального состояния гимназистов методом газоразрядной визуализации /Т.Е. Булатова //Педагогическое Зауралье. – 2006. - № 4. – С. 64-67.
3. Булатова, Т.Е. Оценка эффективности физических упражнений методом газоразрядной визуализации / Т.Е. Булатова, Ю.В. Котов // Инновационные процессы в физическом воспитании: Мат. межрег. пед. чтений (18 апреля 2007 г.) /Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2007. – С. 410 - 411.
4. Булатова, Т.Е. Мониторинг психофизиологического состояния обучающихся с использованием метода газоразрядной визуализации / Т.Е. Булатова, Т.В. Попова, М.Н. Тарасова, Л.И. Иванова // Наука. Информация. Сознание. Тезисы Международного научного конгресса по ГРВ биоэлектрографии. – С-Петербург, 2007. – С. 35 – 37.
5. Булатова, Т.Е., Оценка эффективности психофизической саморегуляции в сохранении здоровья учащихся / Т.Е. Булатова // ХХ съезд Физиологического общества им. И.П. Павлова. Тезисы докладов.– М.: Издательский дом «Русский врач», 2007.–С.164
6. Булатова, Т.Е. Формирование ценности здорового образа жизни для здоровья на основе метода газоразрядной визуализации /Т.Е. Булатова ,- Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Здоровьесберегающие технологии в образовании». – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2010. – С. 29 - 31.
7. Булатова, Т.Е. Мониторинг адаптации психофизиологических функций у детей к учебным нагрузкам / Т.Е. Булатова // Тез. докладов 21 съезда
физиологического общества им. И.П.Павлова.- М.-Калуга, 19-25 сентября.- Калуга: Бест-принт, 2010.- С.88.
8. Булатова, Т.Е. Динамика показателей ГРВ-графии обучающихся Курганской обласи с 1 по 11 класс / Т.Е. Булатова // Наука. Информация. Сознание. Тезисы Международного научного конгресса по ГРВ биоэлектрографии. – С-Петербург, 2011.
9. Булатова, Т.Е. Перспективные направления использования метода ГРВ-графии в системе образования/ Т.Е. Булатова// Тезисы ХVII Международного научного конгресса «Наука. Информация. Сознание». 5-7 июля, 2013, г. Санкт-Петербург., 2013. - С. 73-76.
10. Коротков К.Г. Основы ГРВ биоэлектрографии / К.Г. Коротков. - СПб: СПбГИТМО(ТУ), 2001. – 360с.
11. Попова Т.В. Личностно-ориентированный коррекционный подход к оздоровлению учащихся / Т.В. Попова, Т.Е. Булатова, М.Н.Тарасова, Л.И. Иванова, И.А. Иванова //Наука.Информация.Сознание. Тезисы Х Международного научного конгресса по ГРВ биоэлектрографии. – С-Петербург, 2006. – С. 146 – 149

Вход в систему