Фотогалерея

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ГРВ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Борисова М.В., Норман А.А., Яновская Е.Е. ООО «КТИ» 

Часто люди,испытывающие трудности при выборе профессии, обращаются к психологу с просьбой помочь им определиться, к какому виду деятельности они более всего пригодны, ожидая при этом получить однозначный ответ по поводу их выбора. Однако, всё это не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Во-первых, потому что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч различных профессий и специальностей и сделать выбор одной из них очень сложно, т.к. мешает слабое знакомство с миром профессий и низкая психологическая культура. Кроме того, появляются всё новые и новые профессии, не имеющие аналогов в прошлом, во многом меняются наши привычные представления о старых профессиях.
И ещё одна особенность времени, которая также осложняет проблему выбора профессии - социально-экономические условия, которые способствуют более интенсивному перераспределению специалистов из одной области в другую,что требует также быстрой и значительной профессиональной переориентировки.Все эти перемены определённым образом влияют и на наши установки в процессе профессиональной ориентации и убеждают в необходимости проведения профориентационной работы. Цель – профориентации содействовать развитию профессионального интереса,помочь выбрать сферу деятельности, а в ней профессию, отвечающую склонностям и возможностям личности.
Этапы профессионального успеха начинаются с психодиагностики. Психодиагностика – это учение о методах и возможностях измерения в психологии. В настоящее время психодиагностика широко используется при выборе профессии. Успешно проведённое исследование считается началом профессионального успеха. Методики психологической диагностики, являются объективным способом изучения личности.
Психодиагностика должна помочь личности узнать себя свои возможности и интересы, активизировать стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию.
Всё это определяет последовательность комплексной психодиагностики:
• изучение индивидуальных особенностей личности;
• определение путей психокоррекции с целью развития и воспитания личности;
• раскрытие перспектив успешности в профессиональной деятельности. Наряду с этим психолог сталкивается с минусами,опросников и тестов:
• Тесты и опросники довольно объемные и требуют внимательного подхода со стороны обследуемого и экспериментатора;
• испытуемый может сознательно манипулировать тестовыми результатами (например, при приёме на работу). Учитывая эти минусы, становится ценным поиск и применение новых методов и подходов в профориентационной работе. Без сомнения,таким новым и эффективным методом есть, метод Газоразрядной Визуализации, применение которого позволяет получить показатели индивидуальных особенностей личности. Благодаря использованию ГРВ оборудования начата программа по исследованию психологического портрета включающего:
• описание черт темперамента и характера, индивидуальных особенностей и типа личности, стиля поведения и общения;
• оценка таких важных параметров человека, как способность к принятию решений, способность к деловому общению, устойчивость к стрессу, склонность к конфликтам;
• определение профессиональных способностей и психологических противопоказаний к различным видам профессиональной деятельности;
• прогнозирование вероятности и содержания затруднений в трудовой, коммуникативной и познавательной деятельности;
• выявление скрытых психологических отклонений;
• оценка потребностей человека, эмоционального состояния, степени выраженности стресса.
Проводится начальный этап исследования. В течениепервого полугодия 2014 года была собрана экспериментальная база данных - 72 человека. Возрастные группы: от 14 до 18 лет и от 19 до 70 лет. В профориентации в настоящее время существуют различные методики.Мы использовали методики, оценивающие следующие характеристики человека: текущее состояние, межличностные отношения,психодиагностика профессиональной деятельности и свойств личности. Ниже приводится описание всех задействованных в исследовании тестов.

Текущее состояние:
• Цветовой тест Люшера. Цветовой тест построен на принципах функциональной психологии. Испытуемый избирает цвета в последовательности от наиболее приятных до наиболее неприятных. Межличностные отношения:
• Ориентационная анкета Басса. Оценка направленности личности по трем базисным поведенческим шкалам: направленность на себя, направленность на общение, направленность на дело.
• Опросник Лири. Изучение интерперсонального поведения личности. Преобладающий тип отношений к людям. Самооценка и взаимооценка. Нарушения отношений в группе или в учебном заведении. Использование результатов для психокоррекции.
• Поведение в конфликте. Тест Томаса. Формы поведения в ситуации конфликта:соперничество,сотрудничество,компромисс,избегание,приспособление,социальное поведение. Психодиагностика профессиональной деятельности:
• Выявление административных способностей. Тест на выявление административных способностей необходим для проверки возможностей человека исполнять руководящую и организаторскую работув зависимости от его личностных характеристик и наклонностей.
• Диагностика творческого потенциала. Оценка творческого потенциала — важный этап в развитии человека. Решение сложных научных проблем, теорий, открытия и изобретения, художественные произведения — это все результат творческой деятельности человека.
• Диагностика уверенности в себе необходима, чтобы помочь человеку добиться повышения самооценки. Данный психологический тест необходим для социально-психологической характеристики человека.
• Тест на выявление менеджерских способностей позволяет определить, насколько испытуемый обладает качествами, необходимыми для выполнения работы менеджера, что позволит правильно организовать подбор и расстановку кадров.

Психодиагностика свойств личности:
• Опросник Кейрси. Опросник для изучения типичных способов поведения и личностных характеристик. Психологический портрет личности. 
• Определение типа личности. 
• MMPI, тест включает 566 пунктов, которые касаются самочувствия, привычек, поведения, преобладающих переживаний и настроения, отношений к различным жизненным явлениям, межличностных отношений, направленности интересов. В результате обработки получают показатели по 10 базовым шкалам, а также по 3 контрольным шкалам. 
• 14-16 факторный личностный опросник Р. Кеттелла.
В результате, при отборе методик с целью профориентации мы отдали предпочтение личностным опросникам,которые позволяют достаточно полно и точно определить индивидуально-психологические особенности личности, а именноMMPI, 14-16 факторный личностный опросник Р. Кеттелла.
Результаты по этим тестам, сопоставляются с данными других выше перечисленных тестов с целью выяснить, подтверждают ли их интерпретации друг друга.В случае рассогласования данных делаются соответствующие выводы, в сложных случаях используются все тесты, имеющиеся в арсенале психолога, адекватные по своему содержанию решаемой задаче.
Перед проведением тестов, испытуемые исследуются на приборе ГРВ Компакт. Таким образом, на ГРВ фиксируется психоэмоциональное и физическое состояние до реакции испытуемого на задаваемые в тестах вопросы. Интерпретируются данные тестов, набравшие самые высокие и самые низкие значения. В результате этого этапа выявляется комбинация факторов,являющихся главными в интерпретации.
Предварительно можно сделать вывод о качественно новых возможностях, которые даёт использование аппаратуры ГРВ.Это может решить многие проблемы в профориентационной работе. Проведенные контрольные исследования, позволяют считать это направление перспективным. Данный исследовательский проект рассчитан на три года.

Вход в систему