Фотогалерея

Оценка адаптационного ресурса в ГРВ-модели у студентов с проявлениями социальной дезадаптации

Каменская В.Г., Томанов Л.В., Деханова И.М.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

      В статье отражены материалы, проверяющие идею о высокой чувствительности системы здоровья к ухудшению психологического состояния человека. В основе экспериментального подхода положено представление об иерархической организации системы здоровья, базовый уровень которой - физическое здоровье находится под влиянием психологического верхнего  ее уровня как наиболее чувствительного к влияниям внешней социальной и предметной среды. Ухудшение психологического здоровья в результате социальной дезадаптации, согласно теоретическим представлениям (Дубровина И.Н, 1991, Каменская В.Г., Котова С.А., 2008), приводит к снижению адаптационных ресурсов и ослаблению физического здоровья.  Причем существенная роль в этом патогенетическом процессе принадлежит механизмам регуляции своих эмоций и эмоционального поведения. Последние механизмы определяют такие существенные характерологические особенности личности как уровень нейротизма и психотизма. Можно допустить, что у студентов, чье состояние психологического здоровья непосредственно определяется как академической успешностью, так и особенностями социального взаимодействия в малых социальных группах, заметно меняются некоторые специфические индивидуально-личностные особенности в ситуациях ухудшения психологи-ческого здоровья, такие как гендерные проявления, эмоционально-инверсные оценки и т.д. Другими словами в условиях ухудшения психологического здоровья претерпевают негативные изменения эмоциональные характеристики личности, отрицательные влияния которых через формирование психо-соматических симптомов ухудшают адаптационный ресурс и статус физического здоровья.                                                     

Методика :
        В исследовании принимали участие две контрастные выборки студентов РГПУ им. А.И. Герцена 3 и 4 курсов, сформированные по принципу статистического отклонения от среднегрупповых значений по основным тестам, оценивающим психологические особенности личности студентов и адаптационный ресурс их организма. Группа социально дезадаптированных учащихся включала в свой состав тех, у кого были отмечены 2 дезадаптивных признака, т. е. значений в тестах на оценку эмоциональных инверсий, психотизма и нейротизма (PEN), ОНЗ (опросник Life Style Index), отклоняющихся от средних групповых величин на 2 Ω. Таких студентов оказалось 8 человек, 10% от всей выборки. Противоположной по уровню психологического здоровья была группа успешных студентов без признаков социальной дезадаптации, таких было 9 учащихся (20%). Остальные имели по одному признаку дезадаптации и характеризовались обычным психологическим здоровьем.
      В этих двух контрастных по степени социальной дезадаптации группах учащихся сопоставлялись значения нейротизма и психотизма в опроснике Г.и С. Айзенков, особенности системы психологических защит (согласно опроснику Плутчика-Келлермана-Конте), величины эмоционально инверсных реакций в тесте Николаевой Е.И., сравнивались особенности психологического пола по опроснику С. Бем. Кроме этих индивидуально-психологических особенностей изучались психо-эмоциональные характеристики в тесте цветовых предпочтений МС. Люшера, оценивались в экспресс-методе, пробе Штанге,  показатели адаптционного ресурса и его управления со стороны сознания.
      На последней стадии эксперимента использовался ГРВ-метод визуализации адаптационного ресурса – разработка и обоснование Короткова К.Г. (2007). Указанный компьютеризированный подход является продолжением работ по изучению полевых структур биологических объектов, начатых в первой трети 20 в. Гурвичем А.Г. Гурвич А.Г. (1944) открыл естественное слабое электромагнитное излучение живых объектов, которое по его представлениям играли существенную роль в обмене информацией между ними. Коротков К.Г. и его сотрудники разработали систему регистрации вынужденного (вызванного) свечения пальцев рук человека в условиях их облучения короткими  электрическими импульсами. В условиях такого облучения усиливается спонтанная фотонная и электронная эмиссия с поверхности кожи пальцев. Активные частицы бомбардируют молекулы окружающего пальцы воздуха и вызывают тем самым лавинный фотонный и электронный разряд, который можно зафиксировать техническим образом. В условиях обычной регистрации свечения пальцев значительный вклад вносят биологические молекулы, связанные с потоотделением и естественным запахом тела человека. Процессы потоотделения и генерации запаха управляются вегетативной нервной системой (ВНС), их интенсивность определяется общим уровнем активности и балансом основных ее звеньев: парасимпатического и симпато-адреналового контуров управления адаптационного ресурса. В свою очередь уровень адаптационного ресурса – это интенсивность и динамические характеристики окислительно-восстановительных реакции в митохондриях клеток, которые определяют физическое самочувствие и активность человека. Итак, качество и интенсивность свечения пальцев определяется как уровнем адаптационного ресурса, так и влиянием со стороны ВНС, т. е. представляет интеграл из базисного состояния адаптационного ресурса и динамического функционального его компонента. Если между электродом и пальцами разместить определенный фильтр – изолятор, то из мощности свечения вычитается его вегетативно управляемый компонент, и в этом случае свечение представляет отражение базисного компонента адаптационного ресурса. Таким образом,  два режима съемки: с фильтром и без фильтра, дают представление об устойчивом во времени базисном компоненте адаптационного ресурса и его относительно вариативном компоненте (съёмка без фильтра). Общая композиция энергетического поля (см. рис. 3) является результатом интеграции свечений всех пальцев руки с правой стороны и пяти пальцев левой руки.
        Сравнивая между собой параметры свечения с фильтром и без фильтра, можно определить степень и качество влияния ВНС на адаптационный ресурс. В нашем исследовании использовались наиболее общие и грубые показатели энергетического поля, регистрируемые во фронтальной проекции: площадь свечения как индикатор общего уровня адаптационного ресурса, симметрия формы, показывающая удельный вклад левой и правой половины организма и энтропия излучения как параметр порядка, в целом отражающий степень хаотизации адаптационного гомеостаза.
      Все психологические и энергетические характеристики обеих групп испытуемых сравнивались между собой с целью обнаружения достоверности различий определенных характеристик с помощью параметрического критерия Стьюдента.

Результаты:

Психологические и психофизиологические особенности психологически здоровых и дезадаптированных студенток.

          В таблице 1 приведены среднегрупповые значения с величинами СКО экстраверсии, нейротизма и психотизма студентов с проявлениями социальной дезадаптации и психологически здоровых. Показаны достоверные  различия в значениях психотизма и нейротизма между группами, при этом у здоровых учащихся все шкальные значения попадают в зону умеренных величин. Вместе с тем как нейротизм и психотизм, так и значения по контрольной шкале у дезадаптированных учащихся выходят за диапазон умеренных значений.

Табл.1. Характерологические особенности психологически здоровых и дезадаптированных студенток.

ПараметрГруппыЭкстр.Нейр.Психот.Контр.
СреднееДезадаптированные

17,7

18,2*
7,0*
8,1
СКО3,1
3,7
3,0
4,1
СреднееЗдоровые16,8
13,4
4,1
6,8
Ско3,4
5,3
2,0

2,7

 

 

 

Примечание: * - знак показывает достоверные различия при Р=0,05, ставится у большего значения.
Получены существенные различия в величине общей напряженности защит (ОНЗ) у студенток контрастных групп, ОНЗ у дезадаптированных девушек достоверно большая (Р=0,05). На рис.1 приведена иерархия системы психологических защит девушек с проявлениями социальной дезадаптации в сравнении с их здоровыми сверстницами. Заметна сходная структура в обеих группах: максимальная выраженность зафиксирована у типичной для россиян проекции,  минимальные значения показаны для вытеснения и реактивного образования. Однако показаны и достоверные отличия в структуре психологических защит у социально дезадаптированных студенток. Во-первых, проекция у девушек этой группы имеет достоверно большую выраженность, во-вторых, дезадаптированные студентки с плохим психологическим здоровьем достоверно чаще прибегают к использованию конфликтогенной защиты – замещению, более типичной для юношей и мужчин. Наконец, девушки с проявлениями социальной дезадаптации достоверно чаще по сравнению с их психологически более здоровыми сверстницами используют компенсацию. Таким образом, более высокая общая напряженность психологических защит у девушек с проявлениями социальной дезадаптации   создается за счет конфликтогенных психологических защит – проекции и замещения, а также за счет частого использования компенсации. Такая особенность иерархии психологических защит этих студенток порождает социальную напряженность и ухудшение отношений с ближайшим окружением, что усугубляет проблемы психологическим здоровьем.

Структура системы психологических защит

Примечание: * - знак достоверных отличий при Р=0,05, стоит у гистограммы с большим значением признака.
Рис.1. Структура системы психологических защит психологически здоровых и дезадаптированных студенток РГПУ им. А.И. Герцена
Плохо разрешаемые эмоциональные проблемы студенток с проявлениями социальной дезадаптации находят свое отражение и в тесте эмоциональных инверсий, которых у этих девушек достоверно больше (см. табл.2).

ГруппыИнверсииПс. утомл.Пс. напр.Тревож.Эм.стрессРигидность
Здоров

0,9

1,0

7,9

1,6

3,8

2,4

3,9

1,8

6,4

1,5

70,3**

35,9

Дезадап

3,6**

2,8

7,7

2,1

5,0

1,8

3,3

1,0

7,2

1,1

26,4

24,6

 

 

 

 


Примечание: ** - знак достоверных отличий при уровне значимости Р=0,01, ставится у большего значения признака.

     В табл.2 приведены среднегрупповые значения выполнения теста М.Люшера в обработке Филимоненко (Филимоненко Ю.И. и др.,  1982), согласно которым девушки двух групп характеризуются практически одинаковыми значениями психического утомления и напряжения, тревожностью и эмоциональным стрессом. Вместе с тем, они принципиально отличаются по степени устойчивости цветовых выборов .: психологически здоровые девушки в 70% случаев повторяю во второй раскладке порядок цветовых выборов, свойственный им в первой раскладке. Студентки с проявлениями социальной дезадаптации отличаются высокой нестабильностью своего выбора в тесте М. Люшера, что в целом связано, видимо, с эмоциональной нестабильностью.
      Выраженные эмоциональная нестабильность и конфликтность уменьшает проявления фемининных черт в поведении студенток с плохим психологическим здоровьем. Среднегрупповой балл фемининности в тесте С. Бем у этих учащихся равен 54,5 по сравнению с 67,5 баллами психологически здоровых девушек (эти различия достоверны при Р=0,05). Стоит отметить, что плохая социальная адаптация девушек связана еще и со снижением общего интеллекта, среднегрупповые значения которого (94,5 балла) относятся к средне сниженному уровню, тогда как их сверстницы с хорошим психологическим здоровьем имеют достоверно более высокий уровень невербального и общего интеллекта (122,6 баллов). Расчетное значение критерия Стьюдента равно 2,69, что соответствует 5% уровню значимости.
      В полном соответствии с различиями в степени социальной адаптированности и наличию эмоциональных проблем девушки различаются по самооценке своего здоровья: психологически здоровые девушки довольны своим состоянием здоровья, так как они его оценивают на 8,1 баллов, что достоверно больше среднерупповых значений самооценки здоровья (6,9 баллов) у социально дезадаптированных сверстниц (расчетное значение критерия Стьюдента равно 3,0, что соответствует уровню значимости Р=0,01).
     Девушки не различаются достоверным образом по физическому развитию, но имеют достоверные отличия в величине пробы Штанге, позволяющему оценить уровень адаптационного ресурса. Причем, как это видно на рис.2,  значение задержки дыхания на вдохе больше у психологически здоровых девушек, как в первой, так и второй пробе, но достоверными являются отличия только во второй пробе, которая проводится на фоне  мотивационного влияния. Причем задержка дыхания на вдохе психологически здоровыми девушками во второй     пробе превышает средние значения по группе в целом, которые равны 59,2 сек, что свидетельствует о хороших адаптационных возможностях психологически здоровыми студентками и хорошем волевом управлении своей  дыхательной системой. 

Выполнение пробы Штанге
Примечание: * - знак достоверны отличий задержки дыхания во второй пробе Штанге при Р=0,05 (tрасч.=2,47).

Рис.2. Выполнение пробы Штанге психологически здоровыми и социально дезадаптированными студентами.

Объективная оценка адаптационного ресурса методом ГРВ-визуализации.

      Визуальный анализ энергетического поля свечения психологически здоровых испытуемых показывает незначительные изменения свечения во фронтальной проекции в двух разных условиях его регистрации (см. рис.3, нижние записи), что может свидетельствовать о незначительном влиянии ВНС на адаптационный ресурс в условиях регистрации без  эмоциональных или когнитивных нагрузок, т. е. в состоянии оперативного покоя. Иная картина наблюдается у девушек с плохим психологическим здоровьем и сниженным адаптационным ресурсом (см. рис.3, верхние записи). Заметна большая изрезанность энергетического поля, его фрагментарность в записях без фильтра, что отражает существенные искажающие влияния ВНС на адаптационный ресурс, его уровень и качественные характеристики. Эти наблюдения  нашли свое подтверждение в статистической обработке количественных характеристик энергетического поля во фронтальной проекции съемки.

Энергетическое поле
Верхние два изображения - это энергетические поля студентки с проявлением дезадаптации, левое - запись без фильтра, правое - запись с фильтром. Нижние два изображения - это энергетические поля психологически здоровой испытуемой, левое - запись без фильтра, правое - с фильтром.

Рис. 3. Энергетические поля психологически здоровой и дезадаптированной студенток.
        
   Сравнение площади свечения записей у одного и того же испытуемого в двух разных условиях регистрации показала достоверное возрастание ее величины в записях с фильтром по сравнению с записями без фильтра (рис.3). Это отражает однонаправленные изменения энергетических характеристик поля в обеих группах независимо от уровня психологического здоровья. Кроме этого, обнаружены достоверные различия площади свечения в условиях регистрации без фильтра у здоровых и дезадаптированных испытуемых (см. рис.4).


Изменение площади свечения фронтальной проекции
Рис.4.  в записях с фильтром и без фильтра у испытуемых двух групп.
      Этот факт может быть интерпретирован как знак большего влияния ВНС на энергетические характеристики поля у девушек с психологическими проблемами и сниженным адаптационным ресурсом. Нерешенные жизненные задачи, в том числе связанные с академической успеваемостью, снижают функциональные возможности ресурса, что находит свое выражение как в объективных показателях ГРВ-визуализации, так и на субъективном уровне в виде самооценки здоровья.
      Как показывает сравнительный анализ результатов ГРВ-визуализации, в ситуации записи без фильтра имеются  различия качественных свойств поля также во фронтальной проекции у девушек этих контрастных групп. На рис. 5 представлены материалы оценки степени симметрии свечения, которые также изменяются в двух группах в условиях регистрации без фильтра, которые, как уже отмечалось выше, отражают интегральные свойства базового адаптационного уровня и результата влияния на него со стороны ВНС. 

Оценка степени симметрии свечения

На рис. 6
приведены результаты оценки энтропии  ее динамики в условиях регистрации с фильтром и без фильтра у испытуемых психологически здоровых и с проявлениями дезадаптации. В записях с фильтром различия между среднегрупповыми значениями энтропии у девушек обеих групп незначительны, но вместе с тем, конкретные величины энтропии у большинства испытуемых группы социально дезадаптированных выше нормативного значения (2,5-3,0). Различия между значениями Рис. 5. Изменение симметрии свечения во фронтальной плоскости у девушек контрастных групп.
     У психологически здоровых девушек симметрия поля в обоих условиях регистрации выше, чем у их дезадаптированных сверстниц, но эти различия не достигают принятых уровней значимости. Симметрия поля у девушек с плохим психологическим здоровьем достоверным образом уменьшается в условиях записи без фильтра. Это может быть связано с искажением симметрии под влиянием эмоционального возбуждения, которое было заметно  в процессе регистрации свечения пальцев.
     Аналогичные закономерности были получены и для динамики энтропии как показателя меры организованности свеченияэнтропии в группах существенно увеличиваются в условиях записи без фильтра, но эти различия не достигают принятых уровней значимости.

Динамика энтропии
Рис. 6.  в условиях записи с фильтром и без фильтра у психологически здоровых и социально дезадаптированных испытуемых.
       Отметим, что величина энтропии у психологически здоровых девушек практически одна и та же в обеих записях, тогда как у девушек с проявлениями дезадаптации энтропия достоверно возрастает на высоком уровне значимости (Р=0,01), так как расчетное значение критерия Стьюдента равно 4,4.

Заключение

    В исследованной выборке студентов РГПУ им. А.И. Герцена (48 человек) в среднем 10% студентов имеют выраженные признаки дезадаптации и плохое психологическое здоровье. Без признаков дезадаптации и хорошим психологическим здоровьем – 20% студентов-девушек. Дезадаптированные студентки достоверным образом отличаются от здоровых своих сверстниц оценкой своего здоровья как менее хорошего, сниженным уровнем общего и невербального интеллекта и худшим адаптационным ресурсом и следующими психологическими особенностями. Они имеют меньшие значения по шкале фемининности С.Бем, более высокие значения по шкалам психотизма и нейротизма в тесте PEN, большее число эмоциональных инверсий, большую величину ОНЗ и характеризуются более частым использованием проекции, замещения и компенсации, отличаются большей нестабильностью выборки цветов в тесте М.Люшера.
     Плохое психологическое здоровье и проявления социальной дезадаптации сопровождается спецификой энергетических и качественных параметров свечения в ГРВ-методе: у дезадаптированных студенток достоверно меньшая площадь фронтального свечения в записях без фильтра по сравнению с психологически здоровыми девушками; энтропия достигает достоверно больших значений в записях без фильтра по сравнению с записями с фильтром; симметрия в записях без фильтра достоверно меньшая, чем в записях с фильтром. У здоровых девушек качественные характеристики энергетического поля схожи в обоих условиях регистрации.
      Таким образом, ухудшение психологического здоровья и социальной адаптации проявляется не только на психологическом уровне, но и сопровождается ухудшением объективных характеристик уровня и качества адаптационного ресурса, измеряемого в ГРВ-методе, признаками дисрегуляции вегетативной нервной системы.     

    Список использованной литературы:
1.    Гурвич А.Г. Теория биологического поля. М. 1944
2.    Дубровина И.Н. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М. 1991
3.    Каменская В.Г., Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. СПб. 2008
4.    Коротков К.Г. Принципы анализа в ГРВ биоэлектрографии. СПб.2007
5.    Филимоненко Ю.И., Юрьев А.И., Нестеренко В.М. Экспресс-методика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека // Личность и деятельности. Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 11. Л.1892

Вход в систему